Опубликовано 04/07/2012, в 22 ч. 53 мин., 1697 просмотров

Пчелы умеют обращать вспять процессы старения мозга

Старые пчелы собирают нектар и пыльцу. Обычно они приступают к этой обязанности в возрасте 3-4 недель, и после этого быстро стареют. Большая часть пчел, занятых поиском пищи умирает через 10 дней. (автор: Кристофер Бенг)
Исследователи из университета Аризоны открыли, что старые пчелы способны обращать вспять процессы старения мозга, если им приходится выполнять функции, обычно выпадающие на долю более молодых пчел. В то время как основным направлением исследований, посвященных борьбе со старческой деменцией, является поиск новых лекарств, что может занять до тридцати лет, авторы настоящего исследования предлагают обратить внимание и на социальные пути решения проблемы.

Сайт ScienceDaily цитирует исследование, опубликованное в журнале "Экспериментальная геронтология". Его авторы - команда ученых из университета Аризоны и Норвежского университет естественных наук, под руководством Гро Амдам - доцента факультета естественных наук в университете Аризоны, представила данные, свидетельствующие о том, что в мозгу пчел, вынужденных выполнять обязанности более молодых особей происходят изменения на молекулярном уровне.

"Из опыта прошлых исследований, мы знали, что когда пчелы остаются в улье и заботятся о личинках, они сохраняют достаточные для этого умственные способности", - говорит Амдам, - "но стоит им покинуть улей и взять на себя обязанности поиска пищи, как они очень быстро стареют. Спустя всего две недели их крылья изнашиваются, тело теряет волоски, и - самое важное - их мозг начинает функционировать хуже, утрачивая способность к обучению. Мы хотели выяснить, можно ли изменить эту схему, так что попробовали заставить занимающихся медосбором пчел вернуться к обязанностям пчел-нянек.

В ходе эксперимента ученые удалили из улья всех молодых пчел, оставив только матку и личинок. Когда старые пчелы, занятые сбором меда вернулись, на несколько дней их активность заметно снизилась. Затем часть старых пчел вновь отправилась на поиски пищи, а часть осталась в улье и взяла на себя заботу о личинках. Спустя 10 дней исследователями было установлено, что примерно 50% старых пчел, остававшихся в улье, существенно улучшили свою способность к обучению.

Кроме этого выяснилось, что в мозге пчел изменилось содержание двух белков: Prx6, который встречается и в человеческом мозге и способен бороться со старческой деменцией, и другой - впервые обнаруженный белок-шаперон, защищаюший другие белки, когда ткани подвергаются стрессу на клеточном уровне.

"Возможно, социальные средства, на которые белки в человеческом мозге могут отреагировать так же - это именно то, что нужно, чтобы сохранить молодость", - говорит Амдам.

Впрочем, по ее словам, для того, чтобы точно установить такую возможность, требуются дальнейшие исследования на млекопитающих.