Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > История экологического законодательства России

История экологического законодательства России

05/06/2012 20:03 / 👁 1346 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Развитие законодательства по охране природы в России условно можно разделить на три периода - до 1917 года, в период Советского Союза и в постсоветское время.В начале XX века под эгидой Академии наук предполагалось создать специальное учреждение для контроля за охраной природы, и в 1915-1916 годах был даже подготовлен проект Закона об охране природы, однако осуществить его не успели. Экология. Фото: http://uh.ru Экология. Фото: http://uh.ru
Развитие законодательства по охране природы в России условно можно разделить на три периода - до 1917 года, в период Советского Союза и в постсоветское время.

В начале XX века под эгидой Академии наук предполагалось создать специальное учреждение для контроля за охраной природы, и в 1915-1916 годах был даже подготовлен проект Закона об охране природы, однако осуществить его не успели.

В начале 20-х годов XX века, с приходом советской власти и с национализацией всех природных ресурсов, был принят ряд законов: Земельный кодекс РСФСР (1922), Лесной кодекс РСФСР (1923), декрет СНК РСФСР "О недрах земли" (1920), постановление ЦИК и СНК СССР "Об основах организации рыбного хозяйства Союза ССР" (1924), декрет СНК РСФСР "Об охоте" (1920), декрет СНК РСФСР "Об охране памятников природы, садов и парков" (1921), декрет СНК РСФСР "О санитарной охране жилищ" (1919).

До 1970-х годов проблема защиты природной среды рассматривалась не как экологическая, а как санитарная, то есть с точки зрения влияния на здоровье человека. Однако затем приоритеты сместились, и в 1970-1980-х годах было принято новое природоохранное законодательство - Земельный кодекс РСФСР (1970), Водный кодекс РСФСР (1972), Кодекс РСФСР о недрах (1976), Лесной кодекс РСФСР (1978), Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" (1982), Закон РСФСР "Об охране и использовании животного мира" (1982). Тогда окружающая среда не рассматривалась как нечто целостное, а скорее как набор определенных, пусть и нуждающихся в защите, но разобщенных ресурсов. С другой стороны, необходимость природоохранных мероприятий уже вполне осознавалась, и тем сильнее, чем более природные ресурсы были вовлечены в хозяйственную деятельность.

В сентябре 1972 года Сессия Верховного Совета СССР установила охрану природы и бережное использование природных ресурсов как одну из самых важных задач государства. 29 декабря того же года было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов".

Массовое общественное экологическое движение в конце 1980-х годов сыграло важную роль в становлении и развитии экологического права и законодательства, создании органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов. В конце 1980-х годов был создан Государственный комитет СССР по охране природы. Тогда же было принято решение о создании нового Закона об охране природы.

В начале 1990-х годов было создано Министерство РФ по охране окружающей природной среды (Минприроды, затем Минэкологии).
В постсоветской России с момента возобновления деятельности Государственной Думы в 1993 году, было принято около трех десятков законов, касающихся экологии.

Это законы природоохранительного и природоресурсного характера, которые были направлены на обеспечение безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, а также хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Среди них законы "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1991), "О недрах" (1992), "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" (1993), "Об особо охраняемых природных территориях" (1995), "О животном мире" (1995), "Водный кодекс РФ" (1995), "О радиационной безопасности населения" (1996), "О Красной книге Российской Федерации" (1996), "Лесной кодекс РФ" (1997), "Об отходах производства и потребления" (1998) и др.
Экологическое право, как составная часть общественных отношений, и реализующее это право экологическое законодательство основываются на Конституции Российской Федерации, в которой вопросам экологии отводится одно из ведущих мест.

Более детально экологические обязанности и права граждан России прописаны в принятом в новой редакции 10 января 2002 года Законе РФ "Об охране окружающей природной среды", который прописывает определяющие принципы природоохранной деятельности и является основным источником экологического права в России, главным природоохранным законодательным актом прямого действия. В соответствии со статьей 64 данного закона, в РФ осуществляется три вида экологического контроля - государственный, производственный и общественный.

Правила пользования отдельными ресурсами установлены Земельным, Лесным, Водным кодексами и Законом РФ "О недрах".
Осенью 2002 года правительство РФ одобрило Экологическую доктрину Российской Федерации и план действий по ее реализации. В составе правительства РФ была образована Федеральная служба по экологическому и технологическому контролю.

Законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды сегодня позволяет обеспечивать сохранение качества окружающей среды в Российской Федерации. Основной проблемой в этом случае является обеспечение соблюдения требований указанных законов.

27 января 2009 года было принято постановление правительства Российской Федерации "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)".

В апреле 2012 года президент России Дмитрий Медведев утвердил "Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года", которые стали первым в истории России документом такого уровня, определяющим долгосрочную экологическую стратегию страны.

Документ определяет принципы охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.

Так же документ вводит обязательную экологическую экспертизу проектов, предлагает исходить из "презумпции экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности", а также "запрещение осуществления экономической и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды".

Последние новости

Популярные новости