Опубликовано 06/05/2012, в 10 ч. 39 мин., 1022 просмотров

Пчёлы могут усваивать абстрактные понятия

Пчела выбирает контейнер с сиропом, расположенный в определённой комбинации рисунков. (Фото авторов исследования.)
Пчёлы способны оперировать понятиями различия и сходства или расположения в пространстве без привязки к конкретным предметам, которые эти понятия описывают.

В повседневной жизни нам постоянно приходится иметь дело с абстрактными понятиями. Для этого вовсе не надо быть математиком: мы, например, используем такие конструкции, как "тот же самый", "отличный", "больше", "меньше" и т. д. независимо от того, сравниваем два числа или два дерева. Считается, что способность оперировать абстрактными понятиями свойственна только приматам и что она развивается во многом благодаря языковым навыкам.

Исследователи из Национального центра научных исследований (Франция) обнаружили, что таким же даром обладают ещё и пчёлы. Насекомые должны были выбрать между комбинациями двух абстрактных изображений; в одном случае картинки находились бок о бок друг к другу, в другом - друг над другом. Каждая комбинация сопутствовала контейнеру с сиропом или с горьким хининовым раствором, причём контейнер располагался точно между двумя картинками, составлявшими комбинацию. Естественно, пчёлы должны были в итоге предпочесть сладкую награду. Но соль эксперимента заключалась в том, что неизменным оставался лишь принцип комбинации, то есть сладкий сироп всегда был связан только с горизонтальным расположением картинок. Сами же картинки менялись.

Иными словами, насекомые должны были усвоить понятие "бок о бок" или "одно над другим" независимо от того, что именно находилось в таком расположении.

В статье, опубликованной в журнале PNAS, исследователи пишут, что после тридцати попыток пчёлы выучивали, где их ждёт награда. И затем, когда учёные меняли изображения на незнакомые, насекомые всё равно устремлялись туда, где расположение этих незнакомых картинок указывало на сироп. После этого задача была усложнена. До сих пор картинки в комбинациях резко различались. Теперь же учёные стали использовать в комбинациях "бок о бок" и "одна над другой" либо одинаковые, либо разные изображения. Соответственно, менялось и условие награды. Но пчёлы сумели усвоить и понятие о сходстве и различии, хотя картинки опять-таки употреблялись самые разные.

Результаты работы говорят о том, что для операции с абстрактными понятиями вовсе не нужна сложная организация мозга по типу млекопитающих. И, по-видимому, эта способность не зависит от развития речевых навыков. В ближайшем будущем исследователи попытаются выяснить, какие нейронные структуры у насекомых дают им возможность воспринимать абстрактные понятия и концепции.