Вся экология | Реклама | Что такое экология? | О нас | Подписка | RSS

Вся экология | Экологические новости



Опубликовано 06/05/2012, в 10 ч. 39 мин., 1022 просмотров

Пчёлы могут усваивать абстрактные понятия

Пчела выбирает контейнер с сиропом, расположенный в определённой комбинации рисунков. (Фото авторов исследования.)
Пчёлы способны оперировать понятиями различия и сходства или расположения в пространстве без привязки к конкретным предметам, которые эти понятия описывают.

В повседневной жизни нам постоянно приходится иметь дело с абстрактными понятиями. Для этого вовсе не надо быть математиком: мы, например, используем такие конструкции, как "тот же самый", "отличный", "больше", "меньше" и т. д. независимо от того, сравниваем два числа или два дерева. Считается, что способность оперировать абстрактными понятиями свойственна только приматам и что она развивается во многом благодаря языковым навыкам.

Исследователи из Национального центра научных исследований (Франция) обнаружили, что таким же даром обладают ещё и пчёлы. Насекомые должны были выбрать между комбинациями двух абстрактных изображений; в одном случае картинки находились бок о бок друг к другу, в другом - друг над другом. Каждая комбинация сопутствовала контейнеру с сиропом или с горьким хининовым раствором, причём контейнер располагался точно между двумя картинками, составлявшими комбинацию. Естественно, пчёлы должны были в итоге предпочесть сладкую награду. Но соль эксперимента заключалась в том, что неизменным оставался лишь принцип комбинации, то есть сладкий сироп всегда был связан только с горизонтальным расположением картинок. Сами же картинки менялись.

Иными словами, насекомые должны были усвоить понятие "бок о бок" или "одно над другим" независимо от того, что именно находилось в таком расположении.

В статье, опубликованной в журнале PNAS, исследователи пишут, что после тридцати попыток пчёлы выучивали, где их ждёт награда. И затем, когда учёные меняли изображения на незнакомые, насекомые всё равно устремлялись туда, где расположение этих незнакомых картинок указывало на сироп. После этого задача была усложнена. До сих пор картинки в комбинациях резко различались. Теперь же учёные стали использовать в комбинациях "бок о бок" и "одна над другой" либо одинаковые, либо разные изображения. Соответственно, менялось и условие награды. Но пчёлы сумели усвоить и понятие о сходстве и различии, хотя картинки опять-таки употреблялись самые разные.

Результаты работы говорят о том, что для операции с абстрактными понятиями вовсе не нужна сложная организация мозга по типу млекопитающих. И, по-видимому, эта способность не зависит от развития речевых навыков. В ближайшем будущем исследователи попытаются выяснить, какие нейронные структуры у насекомых дают им возможность воспринимать абстрактные понятия и концепции.





Источник Компьюлента




Комментарии

Популярные новости:

Архив новостей:

Экопортал не гарантирует достоверность материалов. Позиция Экопортала не всегда может совпадать с позицией, изложеной в материале. Экопортал не несет ответственности за какие-либо ошибки, также за какие-либо действия, предпринятые на основании этих материалов.

© ECOportal 2002-2020 гг.

Вся экология: Новости, Архив новостей, Пресс-релизы, Экспорт новостей, Каталог организациий, Экологические ссылки, Добавить ссылку, Календарь событий, Добавить событие в календарь, Статьи, Книги, Рефераты, Законы и документы, Составы отходов, Экологический словарь, Доска объявлений, Голосования, Реклама на сайте, Рассылка, RSS, Обучение

Авторские права на материалы принадлежат Всероссийскому Экологическому порталу, за исключением тех, где явно указан автор. При полном или частичном цитировании всех материалов ссылка на Всероссийский Экологический портал обязательна. Все предложения по работе сайта отправляйте на электронный ящик администратора.

RSS лента
Rambler's Top100
Rambler's Top100