Опубликовано 19/04/2012, в 15 ч. 40 мин., 1079 просмотров

Корень лакричника обладает антидиабетическими свойствами

Лакричный корень (фото Deep State Botanics).
Лакричный корень обеспечивает сырьём производство лакричных конфет, успокаивает желудок и облегчает симптомы морской болезни. Используемый в традиционной медицине с незапамятных времён в качестве отвара, лакричный корень "не стареет" по сей день. И вот новое открытие. Как показали исследования учёных из Института молекулярной генетики Макса Планка (Германия), кроме прочего, лакричный корень содержит аморфрутины, обладающие противодиабетическими свойствами. Эти соединения не только уменьшают сахар в крови, но и могут похвастаться противовоспалительными талантами, а также легко переносятся организмом. Словом, они прекрасно подходят для лечения сложных метаболических расстройств.

Германские исследователи идентифицировали группу природных соединений, обладающих простой химической структурой и ярко выраженными антидиабетическими свойствами (тип 2), которые содержатся как в съедобном лакричном корне, так и в плодах аборигенного для Северной Америке фруктового кустарника Amorpha fruticosa. Это аморфрутины; они открыты, конечно, не сегодня, однако их содержание в лакричном корне и противодиабетическая активность стали настоящим откровением.

Как показали опыты, проведённые на страдающих сахарным диабетом мышах, аморфрутины не только способны снижать кровяной сахар, но и обладают противовоспалительным эффектом. Кроме того, они предотвращают жировой метаморфоз печени - заболевание, вызванное регулярным потреблением слишком жирной пищи.

Принцип действия аморфрутинов заключается в прямом блокировании связывающего центра рецептора ядра клетки PPARγ. Этот рецептор играет ключевую роль в клеточном метаболизме жиров и глюкозы. Связывание рецептора с молекулами аморфрутина активирует несколько генов, уменьшающих концентрацию глюкозы и определённых жирных кислот в плазме. А пониженный уровень глюкозы предотвращает развитие резистентности к инсулину - основной причины возникновения диабета у взрослых.

Заметим, что на рынке медикаментов уже есть препараты, воздействующие на PPARγ-рецептор, однако они не очень селективны и вызывают неприятные побочные эффекты, такие как набор веса и проблемы с сердечно-сосудистой системой. В противоположность этому, как показали исследования, аморфрутины очень хорошо переносятся организмом. Правда, потребление настойки лакричного корня (и даже самого корня) не поможет в лечении диабета, так как концентрация активных веществ в обоих случаях слишком низка. Чтобы получить достаточные количества аморфрутинов из растительного сырья для проведения данного исследования, учёным потребовалось разработать специальный экстракционный процесс.

Более подробно о работе и её результатах можно почитать в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.