Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Биологи научили павианов отличать печатные слова от абракадабры

Биологи научили павианов отличать печатные слова от абракадабры

13/04/2012 10:07 / 👁 1325 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Павианы научились отличать английские слова из четырех букв от бессмысленной абракадабры - это свидетельствует о том, что человеческая способность распознавать слова произошла от общего для приматов умения различать и сравнивать визуальные объекты, заявляют французские биологи в статье, опубликованной в журнале Science. Павиан. Фото: nataliatsadik.blogspot.com Павиан. Фото: nataliatsadik.blogspot.com
Павианы научились отличать английские слова из четырех букв от бессмысленной абракадабры - это свидетельствует о том, что человеческая способность распознавать слова произошла от общего для приматов умения различать и сравнивать визуальные объекты, заявляют французские биологи в статье, опубликованной в журнале Science.

В последние годы биологи обнаружили множество свидетельств в пользу того, что некоторые "человеческие" способности не являются эксклюзивными особенностями Homo sapiens. Так, новокаледонские вороны умеют изготовлять и применять орудия труда, предварительно оценивая их эффективность. Шимпанзе способны оценивать ситуацию, в которой находятся их товарищи, и передавать им полезные инструменты, а голуби обладают рудиментарными арифметическими навыками.

Группа биологов под руководством Джонатана Грейнджера (Jonathan Greinger) из Марсельского университета (Франция) предположила, что способность человека различать отдельные слова "выросла" не из лингвистических навыков, присущих только людям, а из более общих навыков.

"Изба-читальня"

Для проверки гипотезы ученые проверили, смогут ли гвинейские павианы (Papio papio) научиться отличать произвольные английские слова из четырех букв от бессмысленной абракадабры, если они будут получать сладкую награду за каждое верное решение.

Грейнджер и его коллеги собрали компьютеризированную экспериментальную установку, не требующую вмешательства человека. Устройство состояло из компьютера и дисплея с сенсорным экраном, на котором отображалось текущее задание и кнопки, на которые могла нажать обезьяна.

Кабинки с подобными приборами были установлены у вольера с шестью павианами, которые могли свободно заходить в него и участвовать в экспериментах. Ученые зашили под кожу каждого примата специальный передатчик, который включал дисплей в тот момент, когда обезьяна залезала в кабинку.

Для начала игры павиан должен был нажать на дисплей, после чего на экран выводилось слово и две кнопки, нажатие на которые обозначало "слово" или "не слово". В зависимости от правильности ответа, примат получал в награду кусочек сладкой пищи или видел на дисплее сигнал ошибки - зеленый прямоугольник.

Повторение - мать учения

Авторы статьи обучали приматов в течение месяца. Каждый сеанс они показывали одно настоящее слово и множество случайных сочетаний букв и переходили к следующему заданию лишь после того, как обезьяна практически безошибочно определяла показанное слово.

Эксперимент показал, что павианы обладают способностью различать слова: за месяц самая способная обезьяна по кличке Дэн освоила более 300 слов, тогда как большинство ее конкурентов научилось определять по 80-100 слов.

Как утверждают ученые, их подопечные способны определять слова с 75% точностью даже тогда, когда слово им было не знакомо. По словам Грейнджера, приматы освоили так называемое статистическое обучение. Павианы анализировали частоту встречаемости определенных комбинаций букв и на основании такой статистики быстро определяли, смотрят ли они на слово или на абракадабру.

"Конечно, павианы не умеют читать и не обладают лингвистическими способностями, по крайней мере, в такой степени, как люди. Поэтому они должны использовать какие-то нелингвистические способности для определения слов и абракадабры. Многие думают, что мы используем буквы для определения слов, так как это самый простой способ связи между письменным словом и его устным аналогом, в особенности при изучении новых языков. Наши результаты позволяют утверждать, что такие представления лишь частично справедливы - чтение по буквам во многом имитирует и заимствует то, что мы используем для распознавания материальных объектов", - заключает Грейнджер.

Последние новости

Популярные новости