Опубликовано 09/04/2012, в 09 ч. 13 мин., 979 просмотров

Скорость эволюции фитопланктона "обгоняет" закисление океана

Океан. Фото: http://www.voprosy-kak-i-pochemu.ru
Микроскопические водоросли с известковыми "щитами" на их оболочке - фитококколиты - достаточно быстро приспособляются к повышенному уровню углекислого газа в воде, что, вероятно, поможет им перенести закисление мирового океана при дальнейшем его насыщении углекислотой, заявляют немецкие океанологи в статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience.

Океаны Земли представляют собой один из самых крупных природных резервуаров углекислого газа. В настоящий момент морские и океанические воды поглощают большую часть "излишков" углекислого газа, которые возникают благодаря деятельности человека. Повышение концентрации углекислоты в воде растворяет и ослабляет раковины морских организмов, использующих известь в качестве основного строительного материала для таких оболочек.

ЭВОЛЮЦИЯ В ПРОБИРКЕ

Группа ученых под руководством Торстена Ройша (Thorsten Reusch) из Центра океанических исследований имени Гельмгольца в городе Киле (Германия) проследила за тем, как основные производители океанического известняка - микроскопические водоросли фитококколиты - реагируют на значительное повышение уровня углекислоты в среде их обитания.

Для этого ученые поймали в районе южного побережья Норвегии небольшое количество клеток водорослей Emiliania huxleyi и разделили их на три группы. Первая колония обитала в обычной океанической воде, вторая - в среде с тройной концентрацией СО2, а последняя - в условиях пятикратного превышения уровня углекислоты.

Ученые выращивали колонии в течение года, периодически уменьшая размеры разраставшихся "ферм" водорослей. За это время в каждой колонии успело появиться и умереть около 500 новых поколений клеток.

Как и ожидалось, повышенная концентрация СО2 негативно сказалась на темпах роста Emiliania huxleyi и на состоянии их известковых "щитов". По расчетам биологов, водоросли в обычной воде успели поделиться примерно 530 раз, тогда как фитопланктон в среде с средним уровнем СО2 достиг лишь 500 делений, а фитококколиты в третьей емкости прошли около 430 поколений.

ВЫЖИВАНИЕ ПРИСПОСОБЛЕННОГО

Тем не менее, Emiliania huxleyi выжили и приспособились к повышенному уровню углекислоты в среде обитания. Ученые сравнили жизнеспособность водорослей из сосудов с нормальной и "кислой" водой, поместив небольшое количество микроорганизмов в емкости с одинаково высокой концентрацией СО2.

Оказалось, что фитококколиты из колоний, "воспитанных" в закисленной воде, размножались и росли быстрее, чем их конкуренты из сосуда с обычной водой. Интересно, что такие водоросли не утратили приспособленности к обычным условиям среды - здесь они росли так же быстро, как и "стандартные" Emiliania huxleyi.

По расчетам исследователей, популяция устойчивых к СО2 кокколитов будет в три раза крупнее колонии своих обычных "родственников" через две недели бурного роста. Кроме того, такие микроорганизмы удерживали несколько больше углекислоты в своих панцирях по сравнению с обычными водорослями, что крайне важно для прогнозирования последствий изменения климата.

Ученые полагают, что столь быстрые темпы приспособления водорослей к высокому уровню СО2 в воде позволяют надеяться на то, что их популяция не уменьшится при изменении климата, и они продолжат фиксировать углекислоту в своих известковых "щитах".