Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Спад экономики 1990-х не сделал экономику РФ "зеленой" - эксперт

Спад экономики 1990-х не сделал экономику РФ "зеленой" - эксперт

28/03/2012 13:04 / 👁 1204 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Распространенное мнение о том, что экономический спад 1990-х годов в России привел к значительному снижению воздействия на окружающую среду и "озеленению" экономики, не вполне корректно, считает директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ-ВШЭ Георгий Сафонов. Экономика. Фото: http://www.kolomna-region.ru Экономика. Фото: http://www.kolomna-region.ru


"Распространенное мнение о том, что в этот период, ввиду спада экономической активности в 1990-е годы, воздействие на окружающую среду снизилось, не отражает реального положения дел по многим показателям", - говорится в комментарии Сафонова к докладу Oxfam "Забытые "Большой Двадцаткой"?", который эксперт представил на круглом столе во вторник.

Так, по данным Росстата, объем загрязнения атмосферного воздуха с 1990 года сократился на 43% за шесть лет, после чего стабилизировался на достаточно высоком уровне, около 20 миллионов тонн в год. При этом по видам загрязнителей динамика в последние годы была разнонаправленной: уровни выбросов твердых частиц и оксидов серы снизились, тогда как по ряду опасных для здоровья веществ, например, оксиду углерода и летучим органическим соединениям, наблюдалось увеличение выбросов.

Кроме того, к 2008 году объемы сброса загрязненных сточных вод превысили 50 миллиардов кубометров в год, увеличившись почти в два раза с 1990 года. Объем накопленных за два десятилетия отходов превысил 70 миллиардов тонн - после двукратного спада к 1997 году объемы отходов производства и потребления начали расти и к 2008 году достигли почти 4 миллиардов тонн в год.

Объемы рубок в лесном хозяйстве за 1990-2010 годы снизились почти в три раза, при этом уровень освоения лесосеки в целом по стране значительно ниже 100%.

"Однако следует отметить, что во многих регионах большая часть доступных ценных лесных массивов уже вырублена. Участки с транспортной инфраструктурой, с близко расположенными рынками сбыта уже освоены. Большая часть "недорубленных" лесов требует огромных капвложений в инфраструктуру, что практически невозможно осуществить при действующем Лесном кодексе РФ", - отмечает Сафонов.

Кроме того, объемы лесовосстановления и защиты лесов от болезней и вредителей за этот же период сократились почти в два раза, примерно до 2 тысяч гектаров в год, и "потенциал лесовосстановления ценными породами деревьев в стране сокращается".

"Экологический след России очень значителен и, несмотря на экономический спад 1990-х годов, по многим показателям, включая риски для здоровья населения от загрязнения окружающей среды, накопление токсичных отходов, исчерпание невозобновимых природных ресурсов, ущерб для лесных, водных ресурсов и биоразнооразия, имеет тенденцию к росту", - заключает эксперт.

По данным доклада, по показателю экологического следа промышленного производства по отношению к ВВП на душу населения Россия находится в квадранте среднего дохода и достаточно высокого экологического следа.

"По этому показателю экологического следа Россия значительно отстает от Канады, Австралии, США и находится на уровне Аргентины, Саудовской Аравии, Франции, Германии, опережая остальные страны двадцатки. Минимальный экологический след демонстрируют Индия и Индонезия, находящиеся в квадранте низкого подушевого дохода", - пишет Сафонов.

По его словам, в стране существуют "колоссальные" возможности для разделения экономического роста и экологического следа и перехода на более "зеленое" развитие. В частности, это источники возобновляемой энергии, экономически доступный потенциал которых, по данным Института энергетической стратегии РАН, сопоставим с ежегодной выработкой тепла и электроэнергии в России.

"В настоящее время в России де-факто отсутствует государственная экологическая политика. Существует архаичный набор мер природоохранного регулирования, основанный на советских нормативах и методиках, крайне неэффективный с точки зрения охраны природы и окружающей среды. Введение мер эффективного регулирования требует разработки стратегии, политики, мер и инструментов регулирования, увязанных в единых комплекс - природоохранную стратегию, с целевыми показателями, финансированием, методическими разработками", - заключил ученый.

Последние новости

Популярные новости