Начало > Эко новости > Древнейший лес планеты стал чуть разнообразнее

Древнейший лес планеты стал чуть разнообразнее

01/03/2012 18:01 / 👁 1485 / Источник Компьюлента / Поделиться:
В 1920-х в карьере, где добывали песчаник, близ Гильбоа (штат Нью-Йорк, США) были обнаружены сотни остатков ископаемых деревьев. Их возраст оценили в 390 млн лет; по сей день это самый старый лес в мире, известный науке. Учёные сочли, что там рос всего один загадочный вид деревьев, обозначенный Eospermatopteris (или дерево Гильбоа). Реконструкция древнего леса (рисунок Frank Mannolini). Реконструкция древнего леса (рисунок Frank Mannolini).

Учёные сочли, что там рос всего один загадочный вид деревьев, обозначенный Eospermatopteris (или дерево Гильбоа). Он напоминал современные пальмы: крона была расположена на самом верху ствола. Вскоре после этого карьер был закрыт и засыпан. Но в 2010 году исследователи провели повторные раскопки, расчистили около 1 200 м² тонкого слоя аргиллитов, который содержал окаменелости, и идентифицировали остатки двух других видов растений.

В журнале Nature Уильям Стейн из Университета штата Нью-Йорк в Бингемтоне (США) и его коллеги описывают плауновидное размером с дерево: диаметр ствола достигал 11 см, а высота составляла не менее 3,9 м. Это самое высокое растение данного типа той эпохи.

Обнаружено также нечто вроде лозы с диаметром ствола около 15 см и многочисленными ветвями. Растение, относимое к праголосеменным, до сих пор было известно только по небольшим фрагментам, найденным в других местах. Скорее всего, оно не могло удержаться само по себе и опиралось на другие высокие растения или даже обвивало их.

Первые исследователи считали, что лес рос в болоте, но г-н Стейн и его коллеги полагают, что лес стоял на плоской прибрежной равнине в речной долине. Вероятно, он погиб (и сохранился) из-за того, что русло реки изменилось и лес был поглощён наступавшими песками.

Специалисты подчёркивают, что это первое прямое свидетельство существования смешанных лесов в глубокой древности. В девонском периоде флора только приступила к формированию крупномасштабных зарослей. Появление лесов изменило всю экосистему планеты.