Начало > Эко новости > Биологи нашли белок, избыток которого продлевает жизнь мышам

Биологи нашли белок, избыток которого продлевает жизнь мышам

23/02/2012 12:37 / 👁 1079 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Удвоенная концентрация белка "долгожительства" - сиртуина в клетках мыши на несколько месяцев продлила жизнь самцов, но при этом никак не подействовала на самок, заявляют израильские и американские биологи в статье, опубликованной в журнале Nature. Лабораторные мыши. Фото: http://sci-lib.com Лабораторные мыши. Фото: http://sci-lib.com

Белки-сиртуины привлекли широкое внимание публики и ученых в конце прошлого века, когда были обнаружены признаки того, что эти молекулы влияют на продолжительность жизни человека и животных. С тех пор биологи провели множество исследований, ни одно из которых так и не показало, защищают ли сиртуины клетки от старения.

Группа ученых под руководством Хаима Коэна (Haim Cohen) из университета имени Бар-Илана в городе Рамат-Ган (Израиль) сравнила продолжительность жизни обычных мышей и грызунов, клетки которых выделяли сиртуин SIRT6 в удвоенном количестве.

В своих предыдущих работах авторы статьи заметили, что клетки мышей начинают выделять повышенное количество молекул этого белка в том случае, если их ежедневный рацион был сильно ограничен. Этот белок необходим для "починки" ДНК и корректного "считывания" генов. Мыши, в геном которых была вставлена "удвоенная" версия этого гена, практически не страдали от ожирения и нарушения метаболических процессов.

Коэн и его коллеги вырастили несколько популяций мышей с дополнительной копией гена и диких грызунов, чьи предки были признаны "долгожителями" научным сообществом. Биологи не вмешивались в жизнь своих подопечных до самой смерти - все грызуны обитали в привычных для них условиях и имели свободный доступ к пище и воде. Когда один из грызунов умирал от старости, исследователи фиксировали дату его смерти и собирали пробы тканей и крови.

Оказалось, что повышенное содержание сиртуина в клетках тела продлило жизнь самцов из тех популяций грызунов, в геном которых был вставлен дополнительный ген SIRT6. По расчетам биологов, средняя продолжительность жизни трансгенных мышей увеличилась на 10-17% по сравнению с грызунами из "диких" популяций. При этом, длительность жизни самок не изменилась - трансгенные животные умирали примерно с такой же скоростью, как и их дикие сородичи.

Коэн и его коллеги попытались обнаружить, на какие гены может влиять SIRT6. Ученые проанализировали содержимое клеток трансгенных и обычных самцов и выделили 11 генов, работа которых меняется при повышении концентрации сиртуина.

Наибольшие изменения произошли в ключевой метаболической системе организма, которая управляется генами из семейства инсулиновых факторов роста (IGF1). По всей видимости, перестройка системы запасания энергии в жировых тканях самцов подарила им дополнительные месяцы жизни.

Как полагают ученые, их исследование предоставило хороший аргумент в пользу того, что сиртуины влияют на долгожительство млекопитающих. По их словам, "манипулирование концентрацией SIRT6 в клетках человека может стать одним из вариантов лечения старческих болезней".