Начало > Эко новости > Аэрозоли против глобального потепления

Аэрозоли против глобального потепления

03/02/2012 12:48 / 👁 2024 / Источник Наука и Жизнь / Поделиться:
Американские и британские химики создали особо активную молекулу, способную нейтрализовать молекулы загрязняющих атмосферу оксидов азота и серы.Немецкий химик Рудольф Криги в 1953 году предсказал существование сверхактивных соединений кислорода и углеводородных радикалов, изучая реакцию разложения этих веществ озоном, прослойка из которого защищает Землю от ультрафиолетового излучения. Аэрозоли против глобального потепления. Фото: Наука и Жизнь Аэрозоли против глобального потепления. Фото: Наука и Жизнь

Немецкий химик Рудольф Криги в 1953 году предсказал существование сверхактивных соединений кислорода и углеводородных радикалов, изучая реакцию разложения этих веществ озоном, прослойка из которого защищает Землю от ультрафиолетового излучения. Тем не менее, в свободном виде эти радикалы так и не были получены из-за их химической нестабильности и ряда других причин. Группа ученых под руководством Крейга Таатьеса из Национальной лаборатории Сандия в городе Ливермор (США) нашла способ сборки этих радикалов и сделала предварительные выводы по их эффективности, опубликовав свои результаты в журнале Science.

Крейг Таатьес и его коллеги создали специальное устройство, которое может вырабатывать большое количество молекул Криги из кислорода и углеводородов. Ключевым элементом этой машины служит синхротронный излучатель. Его луч можно тонко настроить для производства и отделения необходимых вариаций радикалов Криги из общей массы соединяющихся углеводородов и кислорода. Ученые настроили свой прибор для производства радикалов из молекул парникового газа метана и кислорода, выработали небольшое количество этого соединения и изучили его химические свойства.

Выяснилось, что радикалы Криги реагируют с молекулами оксида серы и азота гораздо активнее, чем предполагалось раньше. Это означает, что "природные" молекулы такого рода играют гораздо большую роль в круговороте веществ в атмосфере и в образовании аэрозолей и других воздушных взвесей.

По мнению ученых, повышение концентрации аэрозолей в атмосфере - один из факторов, тормозящих в последнее десятилетие темпы изменения климата. Поэтому вполне возможно, что производство радикалов и их распыление в воздухе над крупными городами поможет не только уменьшить концентрацию экологически вредных оксидов азота и серы, но и значительно увеличить долю аэрозолей, которые в свою очередь усилят частоту образования облаков в атмосфере и тем самым помогут "охладить" нашу планету.

Конечно, до "промышленного" применения радикалов Криги еще далеко - необходимо проверить все побочные эффекты и учесть токсическое воздействие самих радикалов и их производных на флору и фауну Земли.