Опубликовано 30/12/2011, в 14 ч. 42 мин., 1595 просмотров

Бактерии светятся, чтобы быть съеденными

Светящиеся бактерии для расселения используют тот же метод, что и наземные растения: на новые территории их развозят те, кто их съел. (Фото Finntasia.)
Светящиеся бактерии привлекают к себе внимание самых разнообразных хищников и, будучи съеденными, переезжают в их желудках на новое место жительства.

Морские светящиеся бактерии светятся для того, чтобы быть съеденными. Долгое время это утверждение оставалось чисто умозрительной гипотезой, пока за экспериментальное подтверждение не взялись сотрудники Еврейского университета в Иерусалиме (Израиль). Исследователи помещали ёмкость со светящимися бактериями Photobacterium leiognathi в аквариум, где плавали другие бактерии и креветки, которые бактериями питаются. Часть светящихся микроорганизмов была генетически модифицирована, чтобы не испускать света. Светящихся и модифицированных бактерий селили по разным краям аквариума.

И креветки, и даже другие бактерии стремились к тому концу "водоёма", где светилось. Через несколько часов креветки сами начинали светиться изнутри, поскольку в них оказывались P. leiognathi. После этого светящихся креветок смешивали с обычными и запускали к ним рыб, которые этими креветками питаются. Рыбы тоже предпочитали светящуюся добычу.

Проанализировав рыбьи испражнения, авторы работы обнаружили прекрасно сохранившихся P. leiognathi.

В статье, опубликованной в журнале PNAS, учёные делают вывод о том, что способность к свечению обеспечивает бактериям широкое распространение. Поскольку бактерии не только светятся сами, но ещё и заставляют светиться тех, кто их съел, они привлекают рыб, более мобильных (нежели креветки) и могущих быстро распространить "свет" по дальним территориям. В дороге бактерии, естественно, не голодают, питаясь содержимым кишечника "возницы". Такой транспорт может быть особенно важен для глубоководных микроорганизмов, которые часто оказываются в районах, бедных питательными веществами.