Начало > Эко новости > Общественные осы узнают собратьев по "лицам", выяснили ученые

Общественные осы узнают собратьев по "лицам", выяснили ученые

04/12/2011 13:51 / 👁 1306 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Общественные осы умеют быстро и точно запоминать "лица" своих собратьев, что раньше считалось отличительным навыком приматов и других высокоразвитых млекопитающих, пишут американские биологи в статье, опубликованной в журнале Science. Оса. Фото: http://raax.ru/ Оса. Фото: http://raax.ru/

Майкл Шихэн (Michael Sheehan) и Элизабет Тиббетс (Elizabeth Tibbetts) из университета штата Мичиган в городе Энн-Арбор (США) пришли к такому выводу, изучая поведение бумажных ос из рода Polistes при встрече с изображением головы другого насекомого или с фотографиями прочих предметов.

В своей работе Шихэн и Тиббетс предположили, что разнообразная окраска и форма головы у некоторых видов ос из рода Polistes помогает им различать друг друга и отличать членов своей семьи от чужаков. Как правило, такие насекомые живут в улье с двумя или более королевами, что довольно необычно для насекомых. С другой стороны, другие виды Polistes не обладают "опознавательной" окраской и их королевы никогда не "дружат" друг с другом.

Для проверки этой гипотезы авторы статьи проследили за тем, как осы с "индивидуальной" и "общей" окраской будут реагировать на нормальные и искаженные изображения своих товарищей по улью. Первую группу составили три самки вида Polistes fuscatus, а вторую - аналогичное количество особей вида Polistes metricus.

Ученые собрали специальную клетку в форме буквы Т. В пол клетки была встроена сетка из электродов, которая постоянно била насекомых слабым зарядом электрического тока в том случае, если она была включена.

После чего биологи поделили клетку и ее пол на четыре "комнаты", электрический пол которых можно было избирательно включать или выключать. На стены каждого отсека ученые повесили несколько "семейных портретов" - на части картин они поместили фотографии головы ос, на другие - их испорченные копии, изображения пейзажей, животных или других вещей.

Подопечные Шихэна и Тиббетс должны были запомнить, какой из портретов их родственников обозначает безопасную комнату, пол которой не был подключен к источнику тока.

Как и ожидали ученые, осы вида Polistes fuscatus быстро научились различать опасные и безопасные комнаты благодаря портретам других ос их вида. Каждая новая попытка сокращала время поиска "островка безопасности" - иначе говоря, оса запоминала нужные портреты и сразу направлялась к ним, избегая дополнительных ударов тока.

С другой стороны, осы из рода с "общей" окраской не научились различать изображения и все время были вынуждены на ощупь находить безопасное помещение.

В ходе эксперимента выяснилось, что Polistes fuscatus распознают и сравнивают "правильные" фотографии гораздо быстрее, чем "испорченные" изображения или другие виды картин.

Ученые проверили свои выводы, поменяв портреты местами - осы с "индивидуальной" окраской сравнивали изображения ос из другой группы и наоборот. Polistes fuscatus не потеряли своей способности, но при этом процент удачных решений несколько снизился. С другой стороны, Polistes metricus научились различать портреты ос из первой группы, но делали это значительно хуже.

Таким образом, общественные осы с пестрой окраской головы оказались на одном уровне с млекопитающими, умеющими различать лица и морды своих соплеменников.