Вся экология | Реклама | Что такое экология? | О нас | Подписка | RSS

Вся экология | Экологические новости



Опубликовано 02/12/2011, в 18 ч. 16 мин., 1522 просмотров

К сожалению, день рождения...

4 декабря 2011 года исполнится пять лет новому Лесному кодексу, разрушившему систему управления лесами России. Фото: Greenpeace
4 декабря 2011 года исполнится пять лет новому Лесному кодексу, разрушившему систему управления лесами России.

Документ был разработан и принят в рамках партийного проекта "Российский лес" партии "Единая Россия", вопреки практически единодушному мнению профессионального сообщества, что такой кодекс вводить нельзя. Основные авторы нового Лесного кодекса - В.В.Гаврилов, в то время сотрудник Минэкономразвития РФ, и Н.В.Комарова, в то время председатель думского комитета по природным ресурсам и природопользованию.

Подписан новый Лесной кодекс В.В.Путиным, в то время - Президентом РФ. С момента принятия нового Лесного кодекса в него было внесено 17 наборов поправок - такой частоты изменений главного лесного закона страны в России не было никогда.

Прошедшие пять лет только подтвердили правоту профессионалов. Новый Лесной кодекс резко ускорил процессы разрушения системы государственного управления лесами, начавшиеся с ликвидации Федеральной службы лесного хозяйства и Госкомэкологии РФ в 2000 году. Кодекс разрушил экономические основы существования лесного хозяйства, оставив примерно 3/4 его тружеников без работы, и превратив большинство оставшихся в бюрократов, вынужденных тратить основную часть своего рабочего времени на поддержание непомерно возросшего бумагооборота. Леса, за немногими исключениями, превратились в почти беспризорные территории, следствием чего стали катастрофические пожары двух последних лет, массовая гибель лесов от вредителей и болезней, растаскивание лучших лесных земель под разнообразные корыстные нужды.

Есть и другие последствия.

1. Проблемы финансирования лесного хозяйства.

До 2006 года лесное хозяйство было экономически самодостаточной отраслью, а после - превратилось в отрасль, целиком зависящую от бюджетного финансирования. Раньше лесохозяйственные организации на 80-90% обеспечивались за счет доходов от собственной хозяйственной деятельности, теперь же они практически лишены такой возможности. Ещё 5 лет назад бюджет лесхоза представлял собой, образно говоря, "единый лесной кошелек районного масштаба", и, при необходимости, средства моментально направлялись на борьбу с пожарами или иными бедствиями. Теперь же бюджет заранее делится на множество частей, и такой возможности нет.

За время действия нового Лесного кодекса номинальные расходы федерального бюджета на лесное хозяйство утроились, но реальное финансирование лесохозяйственной деятельности существенно сократилось. В результате этого многие необходимые лесохозяйственные мероприятия больше не проводятся. И проводятся так плохо, что не дают никакого эффекта.

2. Новый Лесной закон уничтожил лесную охрану.

Со сменой Лесного кодекса исчезла классическая государственная лесная охрана, основанная на системе лесных обходов. А действовавшая в 2007-2010 гг. редакция документа вообще не предусматривала существование государственной лесной охраны как таковой.

В декабре 2010 года в Лесной кодекс были внесены изменения, которые восстановили лесную охрану "на бумаге" - а попросту говоря, возложили соответствующие обязанности на тех, что не обладает ни временем и ни ресурсами для охраны лесов. Леса России, за исключением отдельных особых случаев, так и остаются крупнейшей в мире беспризорной и неохраняемой территорией. Это послужило одной из главных причин катастрофической ситуации с лесными пожарами, незаконными рубками, и незаконным использованием земель лесного фонда. А ведь пожары и воровство леса ведут к тому, что экономически доступные лесные ресурсы быстро истощаются, ухудшается качество окружающей среды, а обилие дешевой древесины незаконного происхождения делает лесное хозяйство во многих регионах экономически бесперспективным.

3. С введением нового Лесного кодекса в России появились "бесхозные территории" - ряд категорий лесов и защитных лесных насаждений, на которые в явном виде не распространяется действие лесного законодательства, и за сохранность которых никто не отвечает.

К ним в первую очередь относятся леса и лесополосы на землях сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта и др., а также большинство лесов на землях поселений.

Как результат - деградация системы полезащитных лесополос, от которых во многом зависит успешность земледелия в засушливых регионах юга России, массовые захваты лесов и "распил" лесных земель, и многочисленные пожары в "ничьих" лесах.

4. Лесники перестали бывать в лесах - им некогда…

Неразумное разделение лесных полномочий между федеральным и региональным властями, а также между "управленческими" и "хозяйствующими" структурами, привело к резкому росту бумагооборота, который к настоящему времени почти целиком подменил и вытеснил реальную работу в лесу.

В настоящее время более 3/4 рабочего времени руководителей и специалистов лесного хозяйства, и не менее половины средств федерального бюджета, выделяемых на лесное хозяйство, расходуются на поддержание бумагооборота, составление всевозможной отчетности, обслуживание комиссий и проверок. Чем выше должность специалиста, тем большую долю времени он должен тратить на бумажную работу - руководители уровня лесничего и выше во многих регионах вообще не имеют возможности регулярно бывать во вверенных им лесах.

5. Утрачена существовавшая ранее система сбора информации о состоянии лесов России (лесоустройство).

Новые системы сбора и обработки этой информации (государственная инвентаризация лесов, лесной реестр) так и не были доведены до сколько-нибудь рабочего состояния. В результате органы управления лесами, за редчайшими исключениями, не обладают ни качественной детальной информацией для нужд хозяйственного планирования (актуальными материалами лесоустройства), ни обзорной статистической информацией о состоянии и динамике лесов страны в целом. В результате важнейшие решения, связанные с развитием лесного сектора, принимаются на основе сильно устаревшей (как правило, на 15-30 лет и более) и принципиально не соответствующей современному состоянию лесов информации.

Проблемы, вызванные законодательством, усугубляются тем, что уже более десяти лет федеральными органами управления лесами руководят люди, не имеющие профильного лесного или смежного образования и подходящего опыта работы. Эти люди формируют свои команды, в основном также состоящие из руководителей без профильного образования и опыта работы, или из достаточно покорных лесных специалистов, не решающихся высказывать собственное профессиональное мнение о происходящем (исключения есть, но они редки и погоды не делают). Кадровая политика федеральных органов власти в значительной степени копируется региональными органами, а в итоге - массовое вытеснение профессионалов из органов управления лесами. В настоящее время профессионалы с профильным образованием и опытом работы уже не оказывают решающего влияния на управление лесами Российской Федерации, что ведет к лавинообразному росту ошибочных и непрофессиональных решений.

В 2011 году, после катастрофических лесных пожаров предыдущего года, финансирование лесного хозяйства из федерального бюджета было заметно увеличено - как оказалось впоследствии, всего лишь на один год. Это временное увеличение бюджета, а также эффект привыкания к безумию нового лесного законодательства и уход из отрасли многих ярких специалистов, несколько снизили остроту конфликтов и проблем, вызванных введением нового Лесного кодекса. Однако, ни одна ключевая проблема, возникшая вследствие введения нового законодательства или унаследованная от более ранних времен, так и не была решена. Многие проблемы даже усугубились благодаря упадку государственного управления, кризисным явлениям в экономике, ряду катастрофических явлений природного характера. Представляется совершенно очевидным, что инерционное развитие ситуации в совокупности с воздействием этих дополнительных факторов приведет к полной разрухе в лесном хозяйстве и окончательной утрате дееспособности системы государственного управления лесами - за исключением, возможно, отдельных регионов, не злоупотреблявших "реформами" и постаравшихся сохранить хотя бы отдельные работающие элементы системы управления лесами.

Ситуация, к сожалению, остается неопределенной. Известно, что где-то во власти зреют очередные большие поправки к Лесному кодексу и смежным законам, и очередные реформы всей системы органов управления лесами. Скорее всего, в 2012 году эти "реформы" затронут как сам Рослесхоз, и его территориальные органы, и подведомственные организации, и органы управления лесами субъектов Российской Федерации, а также, весьма возможно, арендаторов и других лесопользователей. Как и раньше эти "реформы" готовятся в обстановке строгой секретности, не обсуждаются с профессиональным сообществом и гражданами, и потому вряд ли окажутся разумными и успешными.





Источник Greenpeace




Комментарии

Популярные новости:

Архив новостей:

Экопортал не гарантирует достоверность материалов. Позиция Экопортала не всегда может совпадать с позицией, изложеной в материале. Экопортал не несет ответственности за какие-либо ошибки, также за какие-либо действия, предпринятые на основании этих материалов.

© ECOportal 2002-2019 гг.

Вся экология: Новости, Архив новостей, Пресс-релизы, Экспорт новостей, Каталог организациий, Экологические ссылки, Добавить ссылку, Календарь событий, Добавить событие в календарь, Статьи, Книги, Рефераты, Законы и документы, Составы отходов, Экологический словарь, Доска объявлений, Голосования, Реклама на сайте, Рассылка, RSS, Обучение

Авторские права на материалы принадлежат Всероссийскому Экологическому порталу, за исключением тех, где явно указан автор. При полном или частичном цитировании всех материалов ссылка на Всероссийский Экологический портал обязательна. Все предложения по работе сайта отправляйте на электронный ящик администратора.

RSS лента
Rambler's Top100
Rambler's Top100