Опубликовано 23/11/2011, в 13 ч. 04 мин., 1024 просмотров

Пауки пропитывают паутину антимуравьиным химикатом

Самец и самка Nephila antipodiana (фото авторов исследования).
Чтобы избежать нападений и грабежей со стороны муравьёв, пауки-тенётники пропитывают свои сети пирролидоном, который отпугивает этих мелких, но весьма многочисленных хищников.

Муравьи в буквальном смысле слова могли бы жить за счёт пауков-тенётников: насекомые, запутавшиеся в паутине, представляют собой более чем лёгкую добычу. Это не говоря уже о самих пауках: перед отрядами муравьёв им остаётся разве что своевременно покинуть паутинный дом. Но муравьи всё же избегают приближаться к паутине, и причина вовсе не в свирепости самих пауков.

Как выяснили зоологи из Национального университета Сингапура и Мельбурнского университета, пауки-тенётники пропитывают нити паутины особым реагентом, который отпугивает муравьёв.

Исследователи проанализировали химический состав паутины Nephila antipodiana и обнаружили в ней вещество пирролидон. Эксперименты показали, что разные виды муравьёв, включая одного из самых распространённых, фараонова муравья, не любят этот химикат и избегают его. Если между заманчивой добычей и муравьями была паутина, пропитанная пирролидоном, насекомые отступали. Результаты исследований учёные готовятся опубликовать в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Молодые пауки не пропитывают свою паутину этим репеллентом: по словам исследователей, их сети ещё недостаточно прочны, чтобы выдержать нашествие муравьёв, и как-то специально отпугивать непрошеных гостей нет надобности. Но с течением времени паук становится больше, его паутина крепчает, и уже нужно принимать какие-то меры против вторжения. Пирролидон не является летучим, и муравьи, по-видимому, чувствуют не запах, а "вкус" репеллента: ступив на паутину, насекомые отходят, но продолжают держаться поблизости.

Этот же компонент учёные нашли в сетях пауков других видов, так что это, видимо, довольно распространённая среди пауков уловка. Любопытно, что тот же пирролидон содержится в секрете желёз муравья Crematogaster sjostedti, с помощью которого он отпугивает муравьёв других видов. Скорее всего, по мнению учёных, пауки в прошлом сумели перенять у муравьёв оружие, которое те использовали в междоусобных войнах.