Опубликовано 10/11/2011, в 17 ч. 54 мин., 1397 просмотров

Найдено слабое место возбудителя малярии

Эритроциты и малярийный плазмодий (фото Eye of Science).
Способность малярийного плазмодия проникать в клетки крови полностью зависит от взаимодействия одного из его поверхностных белков с эритроцитом. Именно этот белок может быть использован при разработке долгожданной вакцины против малярии.

Возбудителя малярии можно сравнить с чрезвычайно умелым взломщиком: перебирая богатую связку молекулярных "отмычек", он рано или поздно находит ту, которая откроет ему путь внутрь клетки крови. И "отмычки", и замки в этом случае представляют собой белковые молекулы: белок плазмодия взаимодействует с рецепторным белком на поверхности эритроцита. Можно заблокировать одно из таких взаимодействий, но рецепторов у эритроцита много, и плазмодий легко находит другую лазейку. В этом и заключается главная трудность, из-за которой до сих пор нет эффективной вакцины против малярии: возбудитель легко адаптируется к каждой из них.

Исследователи из Института Сенгера (Великобритания) сообщают, что им удалось найти, так сказать, ахиллесову пяту малярийного плазмодия - белок, без которого паразит не может проникнуть в клетку, несмотря на разнообразие имеющихся "отмычек".

Для этого учёным пришлось решить непростую методическую задачу. Дело в том, что взаимодействия между рецепторами эритроцитов и белками плазмодия довольно лабильны, подвижны, и попытки получить объединившиеся белки в лаборатории обычно заканчиваются неудачей: хрупкое молекулярное взаимодействие не выносит грубости исследовательских методов. Но в этот раз учёные сумели стабилизировать взаимодействия между белками, что и позволило рассмотреть их повнимательнее. В своей статье в журнале Nature они сообщают о поверхностном белке плазмодия, называемом PfRh5. Этот белок взаимодействует с белком BSG (basigin) на мембране красных кровяных клеток. Если у эритроцитов не было белка BSG, то плазмодий никак не мог проникнуть внутрь клетки. То есть взаимодействие между этими белками является для паразита ключевым.

Проникновению малярийного плазмодия внутрь клетки могут помешать также антитела к его белку PfRh5. Исследователи проверили 15 различных штаммов Plasmodium falciparum, основного возбудителя малярии, и ни один из них не мог проникнуть в клетку, если взаимодействие между PfRh5 и basigin было заблокировано. Если натренировать иммунитет против плазмодийного белка PfRh5, это могло бы стать эффективной анималярийной вакциной. До самой вакцины ещё, разумеется, далеко, но теперь хотя бы понятно, куда двигаться. Впрочем, по мнению других исследователей, плазмодий может приспособиться и к такому препарату. Поэтому для страховки хорошо бы тренировать иммунную систему не только против PfRh5, "универсальной отмычки" паразита, но и против других белков, с помощью которых он может проникать внутрь клеток.