Вся экология | Реклама | Что такое экология? | О нас | Подписка | RSS

Вся экология | Экологические новости



Опубликовано 18/10/2011, в 13 ч. 29 мин., 1919 просмотров

"Киотские" налоги эффективнее вводить в РФ и Китае, считают ученые

Выбросы углекислого газа. Фото: http://www.perm.aif.ru
Налоги на выбросы парниковых газов, системы торговли квотами на них и другие инструменты установления "цены на углерод" целесообразно применять в странах, активно добывающих ископаемое топливо, например, в России, Норвегии, Австралии, странах Ближнего Востока и Китае, считают авторы статьи, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Экономические механизмы сегодня считаются наиболее эффективным инструментом снижения воздействия человечества на климат Земли и борьбы с его изменением. "Цена на углерод" для предприятий в виде налога на объем выбросов парниковых газов или системы торговли квотами на выбросы стимулирует их снижение, а также переход на более энергоэффективные и современные технологии и источники энергии.

Стивен Дэвис (Steven Davis) из Института науки Карнеги в Вашингтоне и его коллеги предложили альтернативный способ учета выбросов парниковых газов от сжигания ископаемого топлива, на которые приходится большая часть антропогенной нагрузки на климат. Сегодня выбросы CO2 от сжигания единицы топлива учитываются в национальном кадастре страны, фактически сжигающей его.

"Однако такой принцип учета опирается только на одно звено в производственной цепочке ископаемого топлива, которое могло быть добыто и обработано в другой стране и может использоваться для производства товаров и услуг, экспортируемых в третью страну", - говорится в статье.

Дэвис и его коллеги предлагают вести учет парниковых газов на всех участках производственной цепочки. Для построения своей системы счетов они использовали данные 2004 года по торговле углем, природным газом, нефтью и так называемыми вторичными видами топлива для 57 секторов промышленности в 112 странах.

Авторы получили схему "движения" выбросов парниковых газов от источников топлива до конечных потребителей произведенных товаров и услуг. Все исследованные страны, таким образом, разделились на чистых экспортеров и импортеров выбросов парниковых газов. В числе первых оказались, например, Китай, Россия, Норвегия и Австралия, а в числе вторых - крупные страны ЕС, Япония и США.

На основе этой схемы исследователи оценили эффективность применения мер по ограничению выбросов парниковых газов на разных ее участках. "Экономическое бремя таких мер в конечном итоге будет распределено среди производителей и потребителей в соответствии с ценовой эластичностью предложения и спроса соответственно - вне зависимости от того, где именно они применяются. Однако общая эффективность таких мер зависит от места стран в общей производственной цепочке", - пишут ученые.

Группа Дэвиса отмечает, что стран-экспортеров топлива и, соответственно, "энергетических" выбросов парниковых газов значительно меньше, чем стран-импортеров. Кроме того, добыча ископаемого топлива имеет сильную региональную концентрацию, поэтому введение налогов или систем торговли квотами всего в нескольких странах позволит сразу охватить значительный объем "энергетических" выбросов. "Если ввести регулирование выбросов парниковых газов для ископаемого топлива, добытого Китаем, США, странами Ближнего Востока, Россией, Канадой, Австралией, Индией и Норвегией, охваченными окажутся сразу 67% их общемирового объема", - пишут авторы статьи.

Если же "цена на углерод" устанавливается не "у источника", а дальше по производственной цепочке, страны-экспортеры рискуют не только понести потери при падении цены ископаемого топлива, но и лишиться возможных доходов от внедрения аналогичной меры. Кроме того, такой подход из-за большого количества стран-импортеров может сильно увеличить трансакционные издержки, в частности, издержки контроля за функционированием системы.

Регулирование выбросов странами-экспортерами, как заявляют авторы, также практически не оставляет рисков так называемой "утечки углерода". Она возникает тогда, когда снижение выбросов парниковых газов в одной стране, вводящей специальное регулирование, приводит к их росту в другой стране, которая, не вводя такое регулирование, получает относительное экономическое преимущество.

Пока из перечисленных в статье стран-экспортеров национальную систему "углеродного" регулирования запускает только Австралия: нижняя палата австралийского парламента 12 октября с перевесом в два голоса приняла законопроект о введении в стране углеродного налога. Законопроект предполагает, что с июля 2012 года около 500 крупнейших компаний страны будут платить налог на выбросы парниковых газов в размере 23,75 доллара за тонну CO2-эквивалента, а с середины 2015 года начнет действовать национальная система торговли квотами на выбросы.

Таким образом, Австралия третьей, после ЕС и Новой Зеландии, ввела систему на национальном уровне. В Японии и США системы торговли квотами действуют на уровне отдельных регионов.





Источник РИА Новости




Комментарии

Популярные новости:

Архив новостей:

Экопортал не гарантирует достоверность материалов. Позиция Экопортала не всегда может совпадать с позицией, изложеной в материале. Экопортал не несет ответственности за какие-либо ошибки, также за какие-либо действия, предпринятые на основании этих материалов.

© ECOportal 2002-2019 гг.

Вся экология: Новости, Архив новостей, Пресс-релизы, Экспорт новостей, Каталог организациий, Экологические ссылки, Добавить ссылку, Календарь событий, Добавить событие в календарь, Статьи, Книги, Рефераты, Законы и документы, Составы отходов, Экологический словарь, Доска объявлений, Голосования, Реклама на сайте, Рассылка, RSS, Обучение

Авторские права на материалы принадлежат Всероссийскому Экологическому порталу, за исключением тех, где явно указан автор. При полном или частичном цитировании всех материалов ссылка на Всероссийский Экологический портал обязательна. Все предложения по работе сайта отправляйте на электронный ящик администратора.

RSS лента
Rambler's Top100
Rambler's Top100