Опубликовано 23/09/2011, в 11 ч. 23 мин., 1230 просмотров

Каждому хищнику - свой рецептор, или Как устроено обоняние у животных

Рецепторы вомероназального органа мыши: каждый цвет соответствует отдельному типу рецепторов. (Фото авторов исследования.)
Вомероназальный орган служит в первую очередь для распознавания самых разных хищников, для каждого из которых в нём есть отдельный рецептор.

Когда мышь чует кошку, она спасается бегством; когда кот чует противника, он выгибает спину и принимает боевую стойку. Что управляет поведением животных в таких случаях? Ответ "обоняние" учёных удовлетворить не мог: те же грызуны реагируют на довольно большое число хищников, и в этом смысле более интересным представлялся вопрос о механизмах восприятия и обработки столь многих и столь разных сигналов.

Обонятельная система животных включает в себя особый набор рецепторов, называемый вомероназальным органом. Считалось, что его функция заключается строго в распознавании другого животного, а конкретнее - в "вынюхивании" потенциального полового партнёра. Но дальше предположений и гипотез долгое время продвинуться не удавалось: хотя определить рецепторные белки было относительно легко, их конкретные функции оставались под вопросом.

Наконец, группа исследователей из Гарварда (США) сумела проникнуть в тайны вомероназального органа. Учёные снабдили нейроны, которые передавали обонятельные импульсы от вомероназальных рецепторов в мозг, особыми светящимися белками, реагировавшими на возбуждение нейрона. Таким образом удалось отследить, какой рецептор за какой запах отвечает. Как пишут исследователи в журнале Nature, бóльшая часть рецепторов вомероназального органа оказалась "заточена" под запахи других животных. Одни чувствовали сразу нескольких хищников, другие были специализированы под определённый тип и даже вид - рептилию или млекопитающее, хорька или лису.

По словам учёных, они ожидали обнаружить большее число рецепторов, управляющих половым поведением. Но результат есть результат. Что же до вомероназального органа у человека, то у нас он исчезает на ранних стадиях развития. Хотя, по мнению многих, человек, подобно прочим животным, может испытывать влияние феромонов - вероятно, за счёт передачи функций вомероназального органа каким-то другим отделам обонятельной системы.