Начало > Эко новости > Растения непосредственно влияют на биохимию млекопитающих

Растения непосредственно влияют на биохимию млекопитающих

20/09/2011 11:05 / 👁 1548 / Источник Компьюлента / Поделиться:
Растительные микроРНК, поступающие в организм животного вместе с пищей, способны проникать в ткани и влиять на некоторые метаболические пути - в частности подавлять сорбцию клетками печени липопротеинов из плазмы крови. Микрорегуляторные РНК часто оказываются героями научных новостей. Липопротеины низкой плотности (ЛПНП), одна из основных форм транспорта липидов в организме, при высоком содержании в плазме крови могут служить причиной развития атеросклероза. (Фото Science Photo Library.) Липопротеины низкой плотности (ЛПНП), одна из основных форм транспорта липидов в организме, при высоком содержании в плазме крови могут служить причиной развития атеросклероза. (Фото Science Photo Library.)

Микрорегуляторные РНК часто оказываются героями научных новостей. Это небольшие, длиной в 19-24 нуклеотидных "буквы", молекулы РНК, которые сами не несут информации о белках, но могут влиять на их синтез. Их роль в молекулярной жизни организма велика, и число их с каждым годов всё растёт.

Некоторое время назад группа учёных из Нанкинского университета (Китай) сообщила о ряде стабильных микроРНК, которые обнаруживаются в плазме крови у млекопитающих. Исследователи тогда предположили, что эти РНК активно секретируются тканями и работают межклеточными сигналами. Но сейчас та же группа утверждает, что ряд растительных микроРНК попадает в ткани млекопитающих непосредственно. Растительная микроРНК под названием MIR168a в большом количестве содержится в рисе; в то же время она с высокой частотой встречается в плазме крови тех, кто этот рис ест.

Исследования показали, что MIR168a связывается с матричной РНК рецепторного белка, "ловящего" из плазмы крови липопротеины низкой плотности. Таким образом подавляется синтез этого белка в печени (как у мышей, так и у человека), и липопротеины высокой плотности остаются странствовать по кровотоку.

Результаты исследований готовятся к печати в журнале Cell Research.

Учёные утверждают, что эти микроРНК не могут прийти в организм иначе как с едой. Если полученные результаты верны, выходит, что растения способны напрямую влиять на метаболизм тех, кто их ест. С другой стороны, это ещё более расширяет значение этих регуляторных молекул, раз они могут "прыгать" между организмами, вдобавок находящимися на столь разных уровнях организации. Можно сказать, что растения снабжают нас не только питательными веществами, но и некоей информацией, вносящей поправки в нашу метаболическую программу. Посему выражение "Я есть то, что я ем" начинает играть просто-таки невиданными красками...

С практической же точки зрения представляется довольно заманчивым узнать, как растительным РНК удаётся без ущерба проникнуть так глубоко в того, кто их съел: микроРНК являются перспективной основой для разработки лекарств нового поколения, и многие учёные думают о том, как усовершенствовать пути их адресной доставки.