Опубликовано 19/07/2011, в 16 ч. 44 мин., 1127 просмотров

Австралийский биолог: нынешнее экологическое бедствие - наследие Дарвина

Ну и кто это сделал? (Фото Edward Burtynsky.)
Австралийский палеонтолог и биолог Тим Фланнери, первооткрыватель десятков млекопитающих и динозавров (существующих и вымерших) Австралии и Меланезии, автор ряда трудов по экологической истории, опубликовал новую работу - книгу "Здесь, на Земле: Естественная история планеты" (Here on Earth: A Natural History of the Planet).

Человек выставлен в ней химическим наркоманом, эгоистичным убийцей удивительного живого покрова родной планеты.

Подавляющее большинство учёных считает, что люди перевернули экосистемы и оказывают потенциально бедственное влияние на климат. Некоторые - возможно, в ответ на общественное безразличие - склонны преувеличивать размах неприятностей. "Здесь, на Земле" явно относится к этой группе. К счастью, у автора хватило сил отказаться от риторики и отметить, насколько нелегко быть первой разумной формой жизни, которая получила в своё распоряжение всю планету. "Младенчество - самый опасный период", - подчёркивает г-н Фланнери.

Учёный полагает, что в некотором роде в нынешней ситуации виновата механистическая, бездушная концепция Чарльза Дарвина. Ей противопоставляется более целостная теория Альфреда Рассела Уоллеса - тоже английского натуралиста, пришедшего к тем же выводам независимо от Дарвина. В то время как Дарвин "искал просветления, изучая более мелкие куски головоломки жизни, - пишет автор, - Уоллес видел целую картину". Он считал, что роль человека в эволюции не ограничивается стремлением к воспроизводству (или заработку, как впоследствии полагали социальные дарвинисты) и победе над конкурентами. Уоллес одним из первых обвинял человека в "преступной апатии": уже в конце XIX века города задыхались от грязи.

Затем г-н Фланнери сталкивает две более современные концепции. Палеонтолог Питер Уорд в своё время предложил "гипотезу Медеи": естественный отбор заставляет биологический вид эксплуатировать ресурсы до тех пор, пока экосистема не будет разрушена и вид не уничтожит сам себя. Действительно, соглашается автор, некоторые виды и цивилизации пришли к такому печальному концу. Но есть и другой взгляд - "гипотеза Геи", разработанная экологом Джеймсом Лавлоком: эволюция предстаёт здесь как "серия беспроигрышных последствий, в результате которых возникает продуктивная, стабильная и всеобщая Земля". По крайней мере так оно было до тех пор, пока человеческий эгоизм не поднялся во весь рост.

Вот один из примеров: долгие годы люди пользовались услугами медоуказчика - маленькой птички, которая находит улей и подзывает человека. Человек разоряет улей, забирает мёд и оставляет птице то, что ей нравится больше всего, - личинок и соты. Увы, сетует учёный, в последнее время "ленивые люди" перешли на промышленное производство сахара и отвернулись от природы.

Порой г-н Фланнери откровенно перегибает палку. Так, он пишет, что, по данным на 2007 год, ежегодно 220 тыс. человек гибнет от отравления пестицидами. Автор забывает указать, что, по сведениям Всемирной организации здравоохранения, в Южной Азии приём пестицидов - распространённый способ самоубийства. Иными словами, проблема больше связана с культурными и психологическими аспектами, чем с экологическим армагеддоном.

Учёный утверждает, что ежегодно в США пестицидами травятся 42 тыс. человек. Однако, по данным Национального института профессиональной безопасности и здоровья, с 1998 по 2005 год зафиксирован всего 3 271 такой случай, и только 0,6% из них получили статус острых отравлений.

Искажения и преувеличения достигают в книге неприличного размаха. Так, г-н Фланнери описывает, как биологи после чернобыльской катастрофы обнаружили, что отдельные средиземноморские виды креветок имели чрезвычайно высокие концентрации радионуклидов полония-210 в некоторых органах. Автор зловеще отмечает, что этим ядом отравили русского диссидента Александра Литвиненко в 2006 году. Но он, видимо, не обратил внимания на то, что в журнале Science ещё в 1982 году (за четыре года до Чернобыля) описывался точно такой же высокий уровень полония-210 в тех же органах того же вида креветок, собранных в Атлантике. Это результат естественной радиации.

Несмотря на подобные недостатки, "Здесь, на Земле" - полезная книга. Она напоминает, что те качества, которые втянули нас в экологические проблемы, помогут нам выкарабкаться. Отвергая не только Уорда, но и Лавлока, г-н Фланнери приходит к выводу, что мы изменим свои ценности в результате активного выбора, а не естественного отбора. Ведь есть же у нас ум, правда?