Начало > Эко новости > Изменение циркуляции океана способно вызвать резкую перемену климата

Изменение циркуляции океана способно вызвать резкую перемену климата

23/06/2011 16:01 / 👁 1744 / Источник Компьюлента / Поделиться:
В истории Земли бывали случаи, когда средняя температура поверхности планеты за считанные десятилетия подскакивала градусов на десять, и ряд учёных полагает, что нас ждёт нечто подобное в связи с накачкой атмосферы углекислым газом. Новое исследование, однако, поддерживает тех, кто считает, что причина резкого потепления и пр. кроется в изменениях циркуляции океана. От айсбергов на севере Атлантического океана в Индии становится суше. (Фото sharatkum.) От айсбергов на севере Атлантического океана в Индии становится суше. (Фото sharatkum.)

Новое исследование, однако, поддерживает тех, кто считает, что причина резкого потепления и пр. кроется в изменениях циркуляции океана. "Возможно, что механизмы, позволяющие парниковым газам вызывать столь резкие перемены, действительно существуют, но геологическая летопись нам ничего об этом не говорит", - подчёркивает соавтор исследования Дэвид Баттисти из Университета штата Вашингтон (США).

Группа учёных смоделировала так называемые события Хайнриха, имевшие место во время последнего ледникового периода 110-10 тыс. лет назад. Речь идёт о массовом образовании айсбергов в Северной Атлантике. Они несли с собой материал, вошедший в состав ледников по мере их продвижения по суше. Айсберги таяли, материал опускался на дно, и его наличие в отложениях позволяет учёным восстанавливать историю тех далёких лет.

В ходе эксперимента к многочисленным климатическим моделям была добавлена кислородно-изотопная, позволяющая определить причину уже зарегистрированных климатических сдвигов; предыдущий анализ соотношения изотопов кислорода в карбонатных месторождениях Китая и Индии показал, что интенсивность муссонов в этих регионах резко менялась. Моделирование основывалось на этих изотопных соотношениях.

Выяснилось, что внезапное увеличение объёмов морского льда в Северной Атлантике охлаждало Северное полушарие, в том числе поверхность Индийского океана, что приводило к сокращению количества осадков в Индии и ослабляло индийский сезон дождей, но не особенно сильно влияло на Восточную Азию.

Г-н Баттисти отмечает, что, хотя изменение климата, вызванное углекислым газом, едва ли может быть резким, некоторые вещи действительно происходят очень быстро. Например, стоит экосистеме потерять краеугольный вид, как она изменится в мгновение ока. Плавное отступление морского льда способно привести к быстрому потеплению в пределах нескольких тысяч километров от берега. Если же потепление медленно осушает полузасушливую область, пожары становятся более частыми.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Geoscience (см. также здесь).