Начало > Эко новости > Агрессией мух-дрозофил управляют запахи, считают ученые

Агрессией мух-дрозофил управляют запахи, считают ученые

20/06/2011 11:26 / 👁 1650 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Уровнем агрессивности самцов мух-дрозофил управляет определенные вещества-феромоны, воздействующие на обоняние насекомых, причем это воздействие меняется в зависимости от степени их одиночества, пишут китайские ученые в статье, опубликованной в журнале Nature Neuroscience. Муха-дрозофила. Фото с сайта jou.ufl.edu Муха-дрозофила. Фото с сайта jou.ufl.edu

Биологи под руководством И Рао (Yi Rao) из Национального института биологических наук в Пекине исследовали механизм регулирования агрессивности у половозрелых самцов дрозофил. Ученые установили, что феромон сVA управляет агрессивностью мух, воздействуя на два типа обонятельных нейронов в их антеннах. Один из нейронов Or67d повышает воинственность самцов, а другой - Or65a - связан с избеганием мужскими особями столкновений.

Когда мухи-самцы впервые оказываются в окружении себе подобных "нейрон агрессивности" Or67d реагирует на повышение концентрации феромона cVA, заставляя самцов биться с конкурентами за самок. Ученые отмечают, что самцы, выращенные в одиночестве, более чутко реагировали на появление этого вещества.

Это выражалось в большем количестве столкновений между дрозофилами, чем в контрольной группе. Через некоторое время "одиночки" привыкали к постоянно высокой концентрации феромона, и их активность постепенно понижалась.

"Утихомиривание" мушек связано с тем, что нейроны "миролюбия" Or65a подавляют активность нейронов Or67d только после продолжительного воздействия того же самого феромона cVA, что и вызывает резкую вспышку агрессивности при первом столкновении с другими самцами.

Ученые проверили свои выводы при помощи экспериментов с участием групп мух, у которых эти нейроны были искусственно отключены или их действие было усилено.

Усиление активности Or65a привело к тому, что самцы этой популяции не проявляли повышенную агрессивность даже при искусственном повышении концентрации феромона cVA. Блокирование "нейронов миролюбия привело" к появлению сверхагрессивной группы самцов, которые не прекращали проявлять враждебность друг к другу даже после долгого совместного существования в одной группе.

Подобные эксперименты с участием нейронов агрессивности тоже подтвердили правильность выводов китайских биологов.

Исследователи отмечают, что, скорее всего эти нейроны взаимодействуют друг с другом посредством других клеток, так называемых вставочных нейронов - нервных клеток-"хранителей" информации в центральной нервной системе насекомых.

Ученые объясняют это тем, что сигнал нейронов "миролюбия" обладает более слабым потенциалом по сравнению с нейронами агрессивности и может подавить действие Or67d только при помощи продолжительной аккумуляции на промежуточном этапе передачи сигнала в центральную нервную систему.