Опубликовано 13/05/2011, в 21 ч. 13 мин., 2205 просмотров

Кишечные бактерии комара убивают возбудителя малярии

Эритроциты с возбудителем малярии внутри. Фото: http://science.compulenta.ru
Энтеробактерия, обитающая в кишечнике некоторых малярийных комаров, почти полностью ограничивает рост и размножение малярийного плазмодия и делает насекомых устойчивыми к заражению паразитом и безопасными для человека.

Как известно, цикл развития возбудителя малярии предполагает "комариную" стадию: в кишечнике комара рода Anopheles малярийный плазмодий размножается половым путём и созревает до готовности к заражению человека (в нашем организме плазмодий размножается бесполым способом). Но, как и у человека, желудочно-кишечный тракт комара предоставляет убежище многим симбионтным бактериям. Исследователи, представляющие факультет здравоохранения Блумберга Университета Джонса Хопкинса (США), обнаружили бактерию, которая мешает безмятежной жизни плазмодия внутри насекомого.

В своей статье в журнале Science учёные рассказывают о том, как бактерия из рода Enterobacter препятствует размножению и созреванию малярийного паразита. Ранее эта же группа под руководством Джорджа Димопулоса сообщала, что бактерии, обитающие в средней кишке комара, могут активировать иммунитет москита и таким образом, пусть и не напрямую, сдерживать развитие плазмодия: паразита уничтожала иммунная система насекомого.

Но энтеробактерия, живущая в кишечнике малярийного комара анофелеса, действует на плазмодия напрямую. Её жизнедеятельность сопровождается выделением свободных радикалов, сильных окислителей, которые способны разрушать связи внутри биологических макромолекул и вообще портить жизнь всему организму. Неизвестно, как сам комар относится к такому двусмысленному симбионту у себя внутри, но для малярийного плазмодия встреча с такой бактерий заканчивается плохо: исследователи сообщают, что рост паразита подавлялся на 99% в присутствии этой энтеробактерии как внутри насекомого, так и при лабораторных опытах in vitro. Соответственно, чем больше бактерий атаковало плазмодия, тем эффективнее подавлялся рост паразита; в качестве "подопытного" был выбран один из пяти патогенных для человека плазмодиев Plasmodium falciparum.

Открытие позволяет объяснить известный факт, когда комары одного и того же вида и подвида обладают порой разной устойчивостью к заражению возбудителем малярии. В рассматриваемой работе эксперименты проводились над свободноживущими комарами, собранными в южной Замбии, из которых четверть была устойчивой к заражению плазмодием и имела описанную энтеробактерию в качестве симбионта. Исследование имеет большое значение для здравоохранения: как известно, в мире насчитывается 225 млн больных малярией, и ежегодно от этого заболевания умирает около 800 тыс. человек.

Подготовлено по материалам факультета здравоохранения Блумберга Университета Джонса Хопкинса.