Опубликовано 12/05/2011, в 19 ч. 11 мин., 1198 просмотров

Ловцы солнечного ветра поделились новой порцией тайн

Солнце и Земля. Фото: http://www.logoslovo.ru
Химический состав Солнца и Земли различается между собой, но классическая теория формирования звезды и её планет предполагает близость в пропорциях изотопов каждого элемента. Открывшиеся недавно факты указывают, что представление это следует хорошенько скорректировать.

Миссия "ловца Солнца" - аппарата Genesis - завершилась давно. Но анализ данных продолжается. Учёные сообщают, что пропорции изотопов кислорода, азота и ряда инертных газов в солнечном ветре (следовательно, в самом Солнце) и атмосфере Земли заметно отличаются и не все из этих отклонений находят теоретическое обоснование.

Первое, упоминавшееся ранее: в сравнении с Солнцем Земля обладает большим относительным количеством тяжёлого кислорода. А ведь пропорции должны быть схожими, поскольку считается, что и Солнце, и планеты возникли из общего облака пыли и газа, рассказывает PhysOrg.com.

Соотношение изотопов 15N и 14N в солнечном ветре оказалось похожим на юпитерианское, но при этом оно сильно расходится с аналогичным показателем для любого материала из внутренней Солнечной системы.

Загадочные отличия в соотношении изотопов у Солнца и Земли нашлись для аргона, ксенона и неона. Все они указывают на некие процессы дифференциации, происходившие на ранней стадии развития Солнечной системы.

У учёных уже есть ряд моделей (действие радиации юного Солнца, потеря изотопов атмосферой молодой Земли), но они не объясняют всех отличий полностью. Так что теперь планетологам необходимо уточнить и дополнить эти теории.

Основные данные и выводы грандиозного научного проекта учёные изложили в краткой статье в PNAS. А в течение нескольких недель команда Genesis намерена опубликовать более развёрнутый доклад о результатах миссии.