Опубликовано 18/04/2011, в 18 ч. 19 мин., 1069 просмотров

У наземных растений обнаружился новый предок

Водоросль рода Zygnema. Фото с сайта clfs.umd.edu
Предком всех наземных растений были не харовые водоросли, как считалось до сих пор, а конъюгирующие зеленые водоросли, имеющие иной цикл размножения. К такому выводу пришла группа ученых по итогам крупномасштабного генетического анализа различных групп растений. Выводы специалистов опубликованы в журнале BMC Evolutionary Biology, а их краткое изложение приводится в пресс-релизе издательства BioMed Central, которое выпускает журнал.

Предки современных наземных растений начали осваивать сушу около 500 миллионов лет назад. На сегодняшний день большинство ученых придерживаются мнения, что первыми на землю из воды вышли потомки пресноводных зеленых водорослей из группы стрептофит. Эта группа включает очень разнообразные типы водорослей, но считалось, что ближайшими родственниками наземных растений являются так называемые харовые водоросли. Специалисты склонялись к этой точке зрения из-за того, что цикл размножения харовых водорослей очень похож на цикл размножения высших наземных растений.

Авторы новой работы провели генетический анализ 40 различных таксонов (филогенетических групп) растений. Ученые анализировали сходство или различие 129 генов и заключили, что ближе всего к наземным растениям стоят не харовые водоросли, а водоросли из порядка зигнемовых, имеющие иной цикл размножения - они относятся к конъюгатам.

Ранее другой коллектив исследователей провел аналогичную работу, но использовал значительно меньшее число таксонов растений и изучаемых генов. Тогда специалисты заключили, что ближайшим предком наземных растений являются, все же, харовые водоросли.

Недавно исследователи представили работу, которая уточняет происхождение другой крупной группы растений - цветковых. Проведя анализ ископаемого цветкового растения, авторы работы "дали" этой группе несколько дополнительных миллионов лет на эволюцию.