Начало > Эко новости > Открыто положительное влияние термитов на урожай пшеницы

Открыто положительное влияние термитов на урожай пшеницы

01/04/2011 20:01 / 👁 1375 / Поделиться:
В 2006 году австралийские учёные распылили инсектициды над полями нескольких ферм. К 2008 году стало ясно, что урожай зерновых оказался почти на треть выше на тех территориях, где агрономы не пытались избавиться от насекомых. Теперь биологи объяснили, почему так получилось. http://www.membrana.ru/storage/img/r/rlg.jpg http://www.membrana.ru/storage/img/r/rlg.jpg

Учёные из университета Сиднея и австралийской исследовательской организации CSIRO обнаружили, что за два года на обработанных полях количество вырытых термитами тоннелей уменьшилось вдвое. Причём большая часть старых, не поддерживаемых насекомыми коридоров обрушилась.

Также учёные выяснили, что использование инсектицидов влияет на содержание азота в почве (снижает в среднем на 70%). В статье, вышедшей в Nature Communications, авторы работы отмечают, что из-за всех этих изменений урожай пшеницы на обработанных полях упал (на нетронутых химикатами он был выше на 36%).

Объяснение данному феномену учёные дают очень простое: насекомые, обитающие в почве, роют многочисленные тоннели. Они одновременно рыхлят землю, предоставляя подход воде, и обеспечивают растения столь необходимыми им соединениями азота (в данном случае продуктами жизнедеятельности бактерий, проживающих во внутренностях термитов).

В прохладном и влажном климате эту работу выполняют дождевые черви, но в засушливых районах Австралии, Африки и Южной Америки они жить не могут.

Вывод напрашивается сам собой: намеренно разводить термитов и муравьёв не обязательно, но хотя бы не стоит мешать тем, что уже поселились на близлежащих территориях. По крайней мере, если насекомые не поедают сам урожай (в данном исследовании наблюдаемые виды термитов питались жнивьём, но не зерном пшеницы).