Опубликовано 09/03/2011, в 21 ч. 21 мин., 1597 просмотров

Ученые: скорость таяния полярных ледников растет быстрее, чем горных

Ледники. Фото: http://zwonok.net
Скорость таяния ледниковых щитов Антарктиды и Гренландии растет в три раза быстрее, чем скорость таяния горных ледников, и полярные ледники станут основным фактором подъема уровня океана значительно раньше, чем считалось ранее, пишут ученые в статье, опубликованной в Geophysical Research Letters.

Авторы исследования, Эрик Риньо (Eric Rignot) из Лаборатории реактивного движения НАСА и его коллеги, сравнили информацию о таянии ледников, полученную с помощью двух независимых методов. Первый из них основан на сопоставлении данных радиозондирования ледников с европейских, канадских и японских спутников, а также расчетов на базе математических моделей. Второй набор данных ученые получили с помощью спутников GRACE, в течение восьми лет с высокой точностью измерявших колебания гравитации, которые отражают, в частности, движения льда.

Исследователи обнаружили, что оба набора данных хорошо согласуются друг с другом в оценке сокращения массы льда на планете. "В 2006 году ледники Гренландии и Антарктиды в целом потеряли около 475 гигатонн (миллиардов тонн) в год, что соответствует подъему уровня океана на 1,3 миллиметра в год", - говорится в статье.

При этом ежегодно скорость таяния гренландского ледника росла на 21,9 гигатонны, а антарктического - на 14,5 гигатонны, что в целом дает ускорение 36,3 гигатонны в год за год. "Это ускорение в три раза выше, чем в случае горных ледников (около 12 гигатонн в год за год). Если эта тенденция сохранится, ледниковые щиты станут главным источником роста уровня моря в 21 веке", - пишут ученые.

"Если представить себе дальнейшее развитие событий, уровень моря будет существенно выше прогноза, данного Межправительственной группой экспертов по изменению климата (IPCC) в 2007 году", - говорит Риньо, слова которого цитирует пресс-служба Лаборатории реактивного движения.

Согласно четвертому оценочному докладу IPCC, к концу 21 века, в зависимости от различных сценариев увеличения температуры планеты, уровень мирового океана может вырасти на величину от 18 до 60 сантиметров.

Авторы исследования сделали свою оценку подъема уровня океанских вод, согласно которой ускорение скорости таяния ледников может к 2050 году поднять уровень океана на 15 сантиметров. Если к этому добавить 8 сантиметров, которые обеспечит таяние горных ледников и 9 сантиметров - за счет термического расширения объема воды, то уровень мирового океана может подняться к середине века на 32 сантиметра.