Опубликовано 09/03/2011, в 10 ч. 02 мин., 981 просмотров

Подсчитана стоимость описания всех видов животных

Медуза Tamoya ohboya недавно описана Антониу Маркешем, одним из героев заметки. (Фото tesserazoa.)
Исследователи выявили пока лишь 1,4 млн видов животных; ещё несколько миллионов ждут, когда их обнаружат, назовут и опишут. Сколько на это потребуется денег? Пара бразильских учёных подумала и выдала умопомрачительную цифру: $263 млрд.

Это намного больше, чем $5 млрд (не так ли?), о которых в 2000 году говорил знаменитый гарвардский биолог Эдвард Уилсон, причём говорил применительно не только к фауне, а ко всему живому на Земле.

Но и $263 млрд - небольшая цена за то, чтобы понять существ, которые помогают нам заниматься сельским хозяйством и рыболовством, разрабатывать новые лекарства и пользоваться источниками энергии, считает орнитолог Джоэл Кракрафт из Американского музея естественной истории в Нью-Йорке. "Мировая экономика в буквальном смысле работает на биоразнообразии, - подчёркивает учёный. - Обыватели не понимают, насколько сильно мы зависим от этого".

Большинство биологов согласны с тем, что из-за роста темпов исчезновения видов и климатических изменений описание биоты принимает срочный характер. "Мы теряем виды быстрее, чем успеваем их описывать!" - сокрушается соавтор исследования Антониу Маркеш из Университета Сан-Паулу.

Г-н Маркеш, специалист по медузам, и его коллега Фернанду Карбаю, изучающий плоских червей, опросили 44 бразильских таксономистов (около 9% от всех таксономистов страны), чтобы определить скорость описания новых видов и расходы на обучение, зарплату, лабораторное оборудование и экспедиции. Исследователи утверждают, что эти данные можно в разумных пределах экстраполировать на весь мир, тем паче что Бразилия выступает домом для одной десятой всех известных видов животных, а заработок местных систематиков близок к среднемировому. Выяснилось, что в среднем каждый специалист описывает за карьеру всего 25 новых видов, а уходит на это $97 тыс. в год.

Не все виды стоят одинаково. Скажем, на систематизацию позвоночного требуется около $122 тыс. - вдвое больше, чем на описание беспозвоночного (кроме насекомых). Насекомые обходятся ещё дешевле - в $39 тыс. Работа в разных местах обитания также влечёт за собой неодинаковые затраты.

Словом, разведав все секреты, учёные просто приложили полученные цифры к гипотетическим 5,4 млн ещё не описанных видов.

Эксперты отмечают, что деньги не единственное препятствие. Не хочет молодёжь подаваться в таксономисты. А ведь при нынешних темпах, когда ежегодно каталогизируется 16 тыс. новых видов животных, на описание всего биоразнообразия земной фауны уйдёт 360 лет!

Эдвард Уилсон считает, что его прогноз намного точнее. Во-первых, стоимость технических средств, которые применяют таксономисты, быстро снижается. Во-вторых, есть учёные, которые работают быстрее бразильских коллег. Сам г-н Уилсон описал за всю жизнь 450 видов - и все с помощью устаревших трудоёмких методов. Например, тысячи анатомических подробностей он зарисовывал вручную.

В то же время биолог уверен, что видов животных на планете намного больше, чем 6,8 млн. По его мнению, более верна цифра в районе 10 млн. Поэтому призыв к увеличению финансирования и притоку новых кадров он только приветствует.

Результаты исследования опубликованы в журнале Trends in Ecology & Evolution.