Опубликовано 03/03/2011, в 15 ч. 49 мин., 930 просмотров

Колонии обычных бактерий могут стать фабриками, производящими биотопливо

Бактерии Clostridium на нержавеющей стали (иллюстрация Science Photo Library).
Американские биологи показали, как можно использовать бактерии Escherichia coli (кишечную палочку) для выработки н-бутанола.

Н-бутанол рассматривается в качестве одного из возможных заменителей дизельного топлива и бензина, а его лучшими биологическими производителями считаются грамположительные бактерии рода Clostridium. Модифицирование генетического кода Clostridium позволяет ещё больше увеличить выход бутанола, и именно такие опыты привлекают внимание специалистов.

Однако некоторые исследователи пытались приспособить ферменты, которыми пользуются разные виды Clostridium, для получения топлива силами других бактерий, хорошо подходящих для выращивания в производственных масштабах. Основную роль в переработке в н-бутанол ацетил-кофермента А, продукта метаболизма глюкозы, играют пять ферментов, но при их "пересадке" сторонним бактериям объёмы выработки сильно снижались. Проблемой стало обратное действие энзимов, превращавших н-бутанол в исходные вещества-предшественники.

Авторы попытались решить вопрос, заменив два из пяти ферментов Clostridium энзимами, взятыми у других бактерий. "Это позволило снизить скорость обратной реакции, - поясняет руководитель исследования Мишель Чан (Michelle Chang). - Если она протекает достаточно медленно, процесс трансформации становится фактически необратимым, и мы увеличиваем выход готового продукта".

Таким образом, подготовленные биологами E. coli получили гены от трёх разных организмов: Clostridium acetobutylicum, Treponema denticola и Ralstonia eutrophus. Такие кишечные палочки показали достойные объёмы выработки н-бутанола - (4 650 ± 720) мг/л, что примерно соответствует уровню обычных Clostridium. Лучшие генетически изменённые представители Clostridium имеют в три раза более высокие показатели эффективности.

По мнению г-жи Чан, достигнутые значения вполне можно увеличить в несколько раз, и тогда E. coli будут готовы к использованию в промышленности. В настоящее время учёные также пытаются адаптировать найденный путь синтеза н-бутанола к организму дрожжей.

Полная версия отчёта будет опубликована в журнале Nature Chemical Biology.