Опубликовано 25/02/2011, в 14 ч. 40 мин., 1605 просмотров

Человек привлекает москитов своим уникальным запахом

Москит, кусающий левую руку фотографа. (Фото haekal_muhamad.)
Исследования паразитологов позволили найти формулу запаха пота человека и понять, чем он отличается от пота других животных. Но на вопрос, что именно в человеке привлекает москитов, ответа пока нет.

Запах человеческого тела во многом уникален среди прочих ароматов животного мира. Дело в том, что на поверхности нашей кожи обитают микроорганизмы, которые вносят свой вклад в "человеческий дух": некоторые нелетучие вещества, выделяемые нами через кожу, микроорганизмы поглощают для своих метаболических нужд, превращая их в летучие, формирующие запах.

Исследователь из Вагенинген-университета (Нидерланды) Рената Смоллеганге и коллеги проанализировали химический состав человеческого пота, чтобы выяснить, какие именно составляющие столь притягательны для москитов. Практические резоны учёных очевидны: это поможет предотвратить распространение таких опасных заболеваний, как лихорадка Денге, жёлтая лихорадка и малярия.

Записывайте "рецепт" человеческого запаха: углекислый газ, аммиак, молочная кислота и ещё семь органических кислот. Как раз последние и ответственны за появление "тяжёлого запаха", который сопровождает сильно вспотевшего индивида.

Любопытно, что пот птиц и прочих млекопитающих содержит не в пример меньше летучих соединений, обуславливающих запах. В этом смысле из животного мира человеку ближе всего горилла и шимпанзе - благодаря строению и расположению потовых желёз, похожих на человеческие. Однако по химическому составу в поту обезьян преобладают масла, что, видимо, необходимо для хорошего состояния меха. В общем, человек - чемпион животного мира по силе и резкости запаха тела.

"Полноценный" запах мы начинаем издавать после полового созревания, которое сопровождается также созреванием подкожных желёз и колонизацией их бактериями. С этой точки зрения запах пота имеет чёткую функцию сексуального аттрактора. При этом следует заметить, что количество пахучих элементов в мужском и женском поте одинаково; разница лишь в том, что мужская кожа выделяет больше воды.

И всё-таки, что же привлекает москитов в поте человека? - Увы, ответа нет. До какого-то времени существовала гипотеза, что москиты "падки" на углекислый газ, однако потом было замечено, что человеческое дыхание, по определению богатое углекислым газом, как раз отпугивает насекомых. Пока же можно с уверенностью сказать только то, что человеческий пот сильно отличается по составу от животного, и это неизвестное отличие и заставляет нас страдать от москитов.

Результаты исследований голландских учёных в скором времени будут опубликованы в журнале Trends in Parasitology.