Опубликовано 14/02/2011, в 10 ч. 03 мин., 1345 просмотров

Ученые сомневаются в оценке ущерба от аварии в Мексиканском заливе

Мексиканский залив. Фото: http://mygazeta.com
Выбросы газообразных углеводородов в результате взрыва нефтедобывающей платформы "Глубоководный Горизонт" (Deepwater Horizon) компании ВР составляют около 500 тысяч тонн, что как минимум на треть увеличивает общий объем выброса углеводородов и приведет к образованию безжизненных глубоководных зон, лишенных кислорода, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Nature Geoscience.

Предыдущие оценки экологического ущерба, нанесенного экосистеме Мексиканского залива техногенной катастрофой, учитывали только выброс жидких углеводородов в воды на различной глубине. В проведении этих оценочных работ ученые руководствовались обычной практикой, применяемой при существенно меньших по масштабам выбросам.

Авторы новой публикации, группа ученых под руководством Саманты Джои (Samantha Joye) из Университета Джорджии, впервые показала, что пренебрежение газообразными выбросами, сопровождавшими разлив нефти в районе крушения плавучей платформы, совершенно не обоснованно. Оно привело к превышению фоновой концентрации растворенных углеводородов в воде в 75 тысяч раз. При этом условия на глубине, а именно низкие температуры и высокое давление, приводят к концентрации этих выбросов на глубине 1-1,3 километра.

По оценке ученых, переработка этих углеводородов, главным из которых является метан, а также более тяжелые углеводороды, находящиеся в форме газовых гидратов, может занять у микроорганизмов десятилетия, на протяжении которых эти глубоководные районы Мексиканского залива будут практически лишены растворенного кислорода, а потому непригодны для жизни крупных морских обитателей.

"Мы не говорим в своей статье об обширных прибрежных областях, лишенных кислорода, однако окисление этих газообразных углеводородов микроорганизмами приведет к быстрому расходованию растворенного в воде кислорода, восстановление концентрации которого может занять десятилетия", - приводит слова Джои пресс-служба университета.

Ученые уверены, что микробам, употребляющим метан и другие углеводороды в пищу, понадобится значительное время на переработку углеводородов. Для переработки метана и других молекул им требуется железо, азот, медь и другие микроэлементы, имеющиеся в заливе в весьма ограниченном количестве.

При этом тяжелые газообразные углеводороды, такие как пентан, могут нанести прямой вред и человеческому организму, а также морским животным.

Свою работу ученые провели с помощью анализа содержимого вод мексиканского залива на различной глубине в 70 участках вокруг места аварии. Сопоставив полученные данные с прежними оценками, авторы статьи пришли к выводу, что выброс газообразных веществ в воды залива эквивалентен от 1,6 до 3,1 миллиона баррелей нефти.

Даже с учетом такой существенной погрешности эта цифра увеличивает предыдущие оценки общего количества выбросов углеводородов в Мексиканском заливе как минимум на треть. Провести более точный анализ мешают постоянно меняющиеся течения на глубине залива, постепенно распределяющие углеводороды по обширной акватории.