Опубликовано 28/01/2011, в 11 ч. 25 мин., 1173 просмотров

Расшифрован геном орангутангов

Суматранский орангутанг. Фото: http://science.compulenta.ru
Интернациональная группа генетиков представила черновой вариант расшифровки генетического кода содержащегося в неволе орангутанга Сюзи.

Сюзи принадлежит к менее распространённому виду суматранских орангутангов Pongo abelii. Используя геном в качестве справочного материала, авторы получили менее детальные расшифровки ещё по пяти диким P. abelii и пяти представителям второго, более многочисленного вида борнейских орангутангов P. pygmaeus.

Два вида были физически разделены на протяжении как минимум 21 000 лет (отсчёт ведётся с момента исчезновения сухопутной перемычки между Суматрой и Борнео). При этом предполагалось, что P. abelii и P. pygmaeus стали самостоятельными видами гораздо раньше - более миллиона лет назад. Теперь эта оценка пересмотрена: по данным учёных, пути двух видов разошлись лишь 400 тысяч лет назад.

Новый геном также сравнили с уже известными вариантами генетической последовательности человека и шимпанзе. Как выяснилось, геномы Pongo и Homo sapiens совпадают на 97%, но на некоторых участках они подходят ближе друг к другу, чем геномы человека и шимпанзе, схожие на 99%. Структура генома орангутанга эволюционировала гораздо медленнее, чем у других гоминидов: наши отдалённые родственники обошлись меньшим количеством дупликаций, делеций и перестроек генетического материала. У них явно снижена роль Alu-повторов, коротких мобильных элементов, которые отвечают более чем за 10% генома человека.

К удивлению исследователей, суматранские орангутанги, численность популяции которых оценивается всего в 7 000 особей, продемонстрировали завидное генетическое разнообразие и по этому параметру обогнали своих сородичей. На Борнео сейчас проживает около 50 тысяч орангутангов.

Полная версия отчёта будет опубликована в журнале Nature.