Опубликовано 24/12/2010, в 23 ч. 29 мин., 1816 просмотров

Из-за изменения климата у животных сбиваются биологические часы

Дикий баран архипелага Сент-Килда (фото ginger_scallywag / http://www.flickr.com/photos/46247131@N07/).
Ученые уже давно известно, что растения и животные содержат в себе некий часовой механизм измерения времени - так называемые биологические часы. Так, например, пчелы обладают довольно высоко развитым чувством времени. Они в определенное время вылетают на поиски пищи и возвращаются в улей тоже точно по времени. Безусловно, без внутренних биологических часов они этого сделать не смогли бы. Так же и другие представители фауны прекрасно ориентируются по своим биологическим часам.

Однако, как выяснили ученые из Абердинского университета (Великобритания), из-за климатических изменений животные могут пропустить такие важные события, как пик вегетации кормовых растений. Учёные обнаружили, что реакция животного на длину светового дня задана очень жёстко, и это затрудняет адаптацию к изменениям вегетационного цикла флоры, пишет КОМПЬЮЛЕНТА.

Таким образом, растениям и животным, возможно, придётся "перезагрузить" свои биологические часы, чтобы угнаться за изменением климата. Особенно тяжело приспособить свои биологические часы под новые условия жизни будет диким млекопитающим, для которых дневной свет, судя по всему, является более сильным регулятором, чем считалось. Ведь именно дневной свет регулирует поведение многих животных.

При соблюдении постоянства внешней среды (освещенности, температуры, влажности и т. д.) время наибольшей активности и покоя остается неизменным на протяжении длительного периода времени. Суточные ритмы активности сохраняются в условиях постоянной темноты и температуры. Однако изменение состояния внешней среды вынуждает животных приспосабливаться к новым ритмам активности. Для многих животных такое перестроение может чревато сказаться на их состоянии.

Исследователи определили молекулярные пути работы циркадного ритма на примере диких овец архипелага Сент-Килда в Северной Атлантике. В центре внимания оказались перемены в экспрессии генов, кодирующих бета-субъединицу тиреотропного гормона в гипофизе, по мере изменения длины светового дня. Выяснилось, что производство гормона регулируется двумя генами и соответствующими им белками: EYA 3 и TEF. В свою очередь, выработка этих веществ регулируется секрецией мелатонина в шишковидной железе, а ею управляют солнечные лучи.

Как выяснилось, экспрессия EYA3 достигала пика через двенадцать часов после наступления темноты. Иными словами, если день был длинным, это происходило утром. Тогда же выработка бета-субъединицы тиреотропного гормона получала сильный толчок, и именно с этим было связано дальнейшее поведение овец.

Таким образом, не все животные могут приспосабливаться к изменению в их биологически часах, отмечают ученые.

Следует отметить, что биологические часы обнаружены почти у всех живых организмов, начиная с одноклеточных и кончая самыми высокоорганизованными - животными и человеком.