Опубликовано 22/12/2010, в 13 ч. 39 мин., 1129 просмотров

Ученые: слоны, живущие в саванне и лесах Африки - два разных вида

Слоны. Фото: http://www.fotoart.org.ua
Ученые установили, что африканские слоны на самом деле являются двумя разными видами, один из которых населяет саванны, а второй - леса, что предъявляет различные требования к мерам по их сохранению. Об этом сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Current Biology.

Дискуссия о том, являются ли слоны, обитающие в Африке, одним видом, или образуют два вида, ведется уже достаточно давно. Внешне слоны отличаются друг от друга только размерами. Так, обитатели саванн весят в среднем семь тонн, тогда как вес лесных слонов Африки примерно в два раза меньше.

Проведенный анализ митохондриальной ДНК обеих групп животных (короткой молекулы ДНК, обеспечивающей работу митохондрий в клетках организма и наследуемой строго по материнской линии) показал, что их общий предок жил примерно 500 тысяч лет назад. Это давало повод многим ученым утверждать, что обе группы относятся к одному и тому же виду.

Группа ученых под руководством генетика Дэвида Рейха (David Reich) из Медицинской школы Гарварда с помощью сравнения впервые полностью расшифрованных геномов двух групп африканских слонов, а также геномов азиатских слонов, мамонтов и мастодонтов, установила, что на самом деле две генетические линии африканских слонов разделились 2,6-5,6 миллионов лет назад. На сегодняшний день эти группы животных образуют два различных вида, обитающих в саваннах (Loxodonta africana) и африканских лесах (Loxodonta cyclotis).

"Разделение этих видов произошло примерно в то же время, что и разделение азиатских слонов и мамонтов. Общий предок современных африканских слонов жил примерно тогда же, когда и последний общий предок современных людей и шимпанзе, это поразительный результат", - прокомментировал работу один из её соавторов, профессор Михи Хофрайтер (Michi Hofreiter) из Йоркского университета в Великобритании.

Ученые полагают, что выявленная прежде схожесть митохондриальных ДНК слонов разных видов указывает на их скрещивание, которое в некоторой степени произошло уже после разделения. Оно, вероятно, стало следствием того, что слоны обоих видов постоянно мигрируют и их ареалы обитания могут частично перекрываться.

Ученые полагают, что выявленные ими глубокие генетические различия двух видов африканских слонов должны повлиять на подходы к сохранению животных, находящихся под угрозой исчезновения. В настоящее время к обоим видам животных применяются одни и те же стандартные методы, направленные на поддержание и увеличение их численности.