Начало > Эко новости > Увеличение кислотности океана нарушит круговорот азота, считают ученые

Увеличение кислотности океана нарушит круговорот азота, считают ученые

21/12/2010 13:24 / 👁 1381 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Ученые обнаружили, что повышение кислотности вод мирового океана из-за промышленных выбросов сказывается на фиксации в нем азота морскими микроорганизмами, что может иметь непредсказуемые последствия для климата планеты и морских пищевых цепочек. Об этом сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Океан. Фото: http://i.ua Океан. Фото: http://i.ua

Авторы публикации провели шесть полевых экспериментов в водах двух океанов (Атлантическом и Тихом), где искусственно повышали кислотность вод, наблюдая за реакцией особых микроорганизмов, добывающих энергию для своей жизнедеятельности путем окисления аммиака.

Переводя таким образом азот из одной формы в другую, микроорганизмы делают его доступным для других морских обитателей, которые в свою очередь используют его для построения собственных биологических молекул.

Ученые выяснили, что даже небольшое увеличение кислотности морской воды заметно снижает активность организмов, окисляющих аммиак. В итоге это приводит к общему снижению содержания различных форм азота в морских водах. Такой эффект наблюдался в разных географических зонах, поэтому глобальное увеличение атмосферной концентрации СО2, "окисляющего" океан, по мнению ученых, будет сопровождаться глобальным снижением содержания азота в морской воде.

Впрочем, одним из последствий такого снижения продуктивности микроорганизмов может быть замедленное производство ими закиси азота (N2O) - парникового газа. Основным его источником в атмосфере являются "сухопутные" микробы, обитающие в почве, тогда как обитатели морей занимают второе место. И, согласно выводам ученых, повышение кислотности океана всего на 0,1 рН приведет к снижению природных выбросов закиси азота в атмосферу, сопоставимому по масштабам со всеми выбросами этого газа от сжигания ископаемых углеводородов.

Однако ученые полагают, что этот эффект может быть сведен на нет другими побочными процессами, связанными с увеличением кислотности морской воды.

Для пищевых же цепочек, включающих всех морских обитателей, от микроскопических до самых крупных хищников, снижение производства нитратов этими организмами вызовет целый каскад процессов, предсказать последствия которых, по словам ученых, на сегодняшний день практически невозможно.

"Увеличение кислотности океана очень сложно изучать и его последствия для людей практически невозможно предсказать, так как это глобальный процесс, который никогда в истории еще не имел места", - сказал Майкл Биман (Michael Beman), ведущий автор публикации из Гавайского университета, слова которого приводит пресс-служба Национального научного фонда США.