Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Канкун: к новому соглашению по климату через леса и инвестиции

Канкун: к новому соглашению по климату через леса и инвестиции

29/11/2010 11:26 / 👁 954 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Спустя почти год после саммита по проблеме изменения климата в Копенгагене, на который возлагались большие надежды, и который многим принес столь же большое разочарование, стороны Рамочной конвенции ООН об изменении климата (UNFCCC) стараются ставить реалистичные цели, не завышать планку и осторожны в оценках исхода саммита в мексиканском Канкуне, который стартует в понедельник. Климатический саммит в Канкуне 2010 Климатический саммит в Канкуне 2010


Конференция, которая пройдет с 29 ноября по 10 декабря, станет 16-й по счету встречей сторон Конвенции и шестой - для сторон Киотского протокола. Как ожидается, Канкун соберет около 15 тысяч участников. В первую неделю конференции пройдут переговоры в рамках рабочих групп, а с 7 декабря начнется встреча на высоком уровне, куда прибудут главы государств и министры экологии и климатической политики.

По мнению большинства экспертов, принятие нового юридически обязывающего соглашения в Мексике маловероятно, однако стороны, скорее всего, смогут договориться в более частных вопросах, например, по адаптации к изменению климата, трансферу знаний и "зеленых" технологий, а также по механизму финансовой поддержки стран, уязвимых для негативных последствий изменения климата.

Явка провалена

Согласно плану действий, принятому на Бали в 2007 году, новое юридически обязывающее соглашение, "преемник" Киотского протокола, срок действия обязательств по которому истекает в 2012 году, планировалось принять на 15-й конференции сторон UNFCCC в Копенгагене.

Однако сторонам так и не удалось договориться по главному вопросу, и итогом Копенгагена стал документ под названием "Копенгагенское соглашение", которое стороны лишь приняли к сведению. После саммита участники представили собственные добровольные цели по сокращению выбросов парниковых газов, которые однако пока не формализованы.

По мнению бывшего исполнительного секретаря UNFCCC Иво де Бура (Yvo de Boer), который летом 2010 года передал свой пост дипломату из Коста-Рики Кристиане Фигейрес (Christiana Figueres), Копенгагенский саммит оказался таким сложным и не оправдал ожиданий участников. Это произошло по двум главным причинам, первая из которых - отсутствие общего понимания этих ожиданий.

"В Плане действий, принятом в 2007 году на Бали и определявшем ход процесса переговоров с кульминацией в Копенгагене, говорилось о решениях, к которым необходимо было прийти. Но к каким именно решениям мы шли? Одни страны считали, что миру необходим "преемник" Киотского протокола, новое соглашение в рамках UNFCCC, которое бы закрепило набор обязательств и провозгласило "смерть Киото". Другие ждали второго периода обязательств по Киотскому протоколу и дополнительного соглашения, включающего США. Третьи вообще готовились лишь сделать шаг к юридически обязывающим договоренностям", - пишет де Бур в своей статье для Nature News, опубликованной в преддверии Канкуна.

Кроме того, отмечает экс-секретарь Конвенции, широко распространены опасения, что серьезная борьба с изменением климата повредит экономическому росту, и "многие развивающиеся страны даже боятся, что замысел Запада - использовать климат как повод поддерживать текущий экономический статус-кво, при котором они остаются бедными".

Долгая дорога в Мексику

Памятуя о разногласиях в датской столице, стороны переговорного процесса решили тщательно подготовиться ко встрече в Канкуне с помощью нескольких "репетиций" в Бонне в апреле и июне, а также в октябре в Тяньцзине, где встречались рабочие группы по наиболее важным вопросам.

Как это часто бывает на репетициях, не обошлось без проколов. На сессии в Бонне один из сотрудников WWF International в присутствии коллеги и представителя Oxfam International забрал со стола табличку, представляющую делегацию Саудовской Аравии, сломал ее, выбросил осколки в туалет, а затем распространил фотографии этих осколков. Инцидент сочли акцией протеста против действий Саудовской Аравии, которая ранее заблокировала требование малых островных государств, опасающихся подъема уровня океана, изучить возможности более масштабного сокращения выбросов парниковых газов. В июле обе организации принесли руководству страны свои извинения за этот "абсолютно неприемлемый" инцидент.

Впечатления участников и организаторов от сессии в Тяньцзине разнились: глава секретариата UNFCCC отметила, что стороны не просто восстановили веру в собственные силы, но и приблизились к "целому ряду решений, которые могут стать предметом (предстоящего) соглашения в Канкуне". Хозяева встречи заявили, что она "станет очень хорошим фундаментом и подготовкой к Канкуну".

В то же время представитель США Джонатан Першинг (Jonathan Pershing) выразил разочарование в итогах Тяньцзина, назвав успех переговоров "ограниченным". Развивающиеся страны, по словам представителя Боливии Пабло Солона (Pablo Solon), опасаются повторения "Копенгагенского сценария", когда в подготовке переговорного текста принимал участие ограниченный круг сторон Конвенции.

Что в меню

На "столе переговоров" в Канкуне окажутся, в частности, вопросы адаптации к изменению климата, мониторинга, аудита и отчетности по выполнению обязательств (так называемый механизм MRV), трансфера "зеленых" технологий, механизм сокращения выбросов от деградации лесов REDD+. Обсуждение многих из этих вопросов существенно продвинулось еще в Копенгагене, поэтому, по мнению многих экспертов, его нельзя считать полным провалом.

Практически все стороны переговорного процесса особо подчеркивают важность сбалансированного пакета решений, который должен стать результатом переговоров в Канкуне. При этом представители США в Тяньцзине акцентировали внимание на том, что никакой пакет не будет сбалансированным без MRV, а Китай, который считается основным противником механизма в его нынешних контурах, в свою очередь, настаивает на том, что оказание финансовой и технологической помощи развивающимся странам не должно быть привязано ни к каким другим условиям.

В "программу-минимум" обсуждения в Канкуне Кристиана Фигейрес включает и будущее Киотского протокола. Взгляды на эту проблему также сильно различаются. Представитель Боливии в Тяньцзине заявил, что если в Канкуне не будет принято решения по этому вопросу, это будет означать "медленную смерть" для протокола, чего развивающиеся страны не могут допустить. Евросоюз согласен на второй период обязательств только при условии аналогичных действий других сторон и разрешения ряда существенных проблем документа. Япония, своеобразная "родина" Киотского протокола, выступает категорически против его продления. Ряд стран, в том числе и Россия, хотели бы увидеть новое общее соглашение, в котором были бы дифференцированы действия развитых и развивающихся стран.

При этом Россия, как заявлял помощник президента РФ Аркадий Дворкович, будет следовать собственным планам - к 2020 год обеспечить сокращение выбросов парниковых газов на 30 миллиардов тонн, или на 25% по отношению к уровню 1990 года - независимо от исхода Канкуна.

Нового глобального юридически обязывающего соглашения по "консенсус-прогнозу" представителей большинства сторон Канкун не принесет - надежды по этому поводу возлагаются в основном на южноафриканский Дурбан, где стороны встретятся в ноябре-декабре 2011 года.

"Зеленые" деньги

Кристиана Фигейрес с самого вступления в должность главы секретариата подчеркивала важность выполнения обещаний по климатической помощи развивающимся странам, уязвимым для изменения климата, которые были даны в Копенгагене. Общий объем заявленной помощи в 2010-2012 годы составляет 30 миллиардов долларов, а к 2020 году этот показатель планируется довести до 100 миллиардов долларов в год. Вопрос формализации этой помощи в виде "зеленого" фонда также считается одной из главных тем обсуждения в Канкуне.

Поиском ответа на вопрос "где взять деньги?" по поручению генсека ООН Пан Ги Муна (Ban Ki-Moon) занималась специальная комиссия, куда, в частности, вошли миллиардер Джордж Сорос и премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг (Jens Stoltenberg). В начале ноября комиссия представила свой доклад, в котором назвала задачу сбора 100 миллиардов долларов ежегодно "сложной, но выполнимой". В качестве возможных инструментов ее решения комиссия назвала, в частности, налог на финансовые операции и аукционы квот на выбросы парниковых газов.

Частный капитал, важность которого в борьбе с изменением климата подчеркивает большинство участников процесса, призывает последних активизировать борьбу с изменением климата, поскольку промедление в этом вопросе грозит экономическими потрясениями, сопоставимыми с мировым финансовым кризисом. Обращение к участникам конференции в Канкуне, обнародованное в середине ноября, подписали 259 инвесторов, в том числе Allianz, HSBC и ING Group, в совокупности управляющие активами на 15 триллионов долларов.

"Без частных инвестиций разрыв (между необходимыми и имеющимися ресурсами - ред.) в климатических инвестициях закрыть не удасться, и всех этих целей не достичь... Частные инвестиции пойдут в этот сектор в необходимых масштабах и темпах, только если их поддержит четкая, убедительная и долгосрочная политика, которая сдвигает баланс риска и доходности в сторону инвестиций в менее углеродно-интенсивные виды деятельности", - пишут инвесторы в обращении.

Россия в 2010 году представила первые 15 проектов совместного осуществления (JI) в рамках соответствующего механизма Киотского протокола. Этот механизм предполагает инвестиции в модернизацию производства и энергообъектов, которая приводит к сокращению выбросов углекислого газа (CO2) и других парниковых газов. Полученные единицы сокращения выбросов (ERU) участники проекта могут реализовать на рынке. В конце июля 2010 года Минэкономразвития РФ утвердило первые 15 российских проектов в рамках этого механизма, а 22 ноября Сбербанк, оператор углеродных единиц российского рынка, планировал закончить экспертизу заявок, поданных на второй конкурс.

Объем сокращения выбросов в рамках 15 проектов-победителей первого конкурса составляет 30 миллионов тонн CO2-эквивалента, на второй конкурс с аналогичным по объему лимитом было подано 58 заявок на 75,6 миллиона тонн. Проект ОГК-4 и E.ON Carbon Sourcing по строительству нового энергоблока на базе парогазовой установки мощностью 400 мегаватт на Шатурской ГРЭС в середине октября стал первым российским проектом, окончательно утвержденным наблюдательным советом механизма совместного осуществления (Joint Implementation Supervisory Committee).

По оценкам аналитиков агентства Point Carbon, рост рынка квот на выбросы парниковых газов в 2010 году может составить 5%, при этом к 2012 году объемы торгов могут превысить 10 гигатонн CO2-эквивалента. В 2009 году объем этого рынка оценивался почти в 138 миллиардов долларов, а к 2020 году он, как ожидается, перешагнет порог в один триллион долларов в денежном выражении. При этом аналитики отмечают, что рынок, стабильность которого зависит от перспектив "пост-Киотского" соглашения, пристально следит за развитием событий в рамках Конвенции.

План Б

Поскольку эти перспективы представляются многим сторонам туманными, в июне 2010 года страны-участницы Киотского протокола обратились в секретариат UNFCCC с предложением рассмотреть юридические возможности избежать паузы между двумя соглашениями, которая возникнет, если процесс переговоров не даст удовлетворительных результатов.

Отчет, незамедлительно получивший неофициальное название "план Б", среди возможных вариантов действий, в частности, предлагает продлить действие целевых показателей на 2013-2014 годы, а также уменьшить число стран, необходимое для определения показателей нового периода. Кроме того, в "Плане Б" рассматривается возможность внести поправки в статьи 20 и 21 протокола, в которых определяются процедуры принятия поправок и приложений к соглашению. Это, по мнению авторов документа, позволит облегчить процедуру "тонкой настройки" процесса и впоследствии избежать пауз, вызванных сложностями переговоров.

"Даже если поправки к Киотскому протоколу будут приняты на шестой сессии Конференции стран-участниц (в Канкуне - ред.), на их вступление в силу останется менее двух лет... Ратификация поправок странами, скорее всего, потребует их представление национальным законодательным органам, что потребует значительного количества времени", - отмечается в отчете секретариата.

Кроме того, озвучивались и довольно экзотические сценарии. Так, эксперты британского Фонда международного экологического законодательства и развития (FIELD), проанализировав юридическую литературу и практику по международным судебным искам, пришли к выводу о том, что развивающиеся страны, уязвимые для изменения климата, могут подать иск в суд на развитые и таким образом сдвинуть переговоры с мертвой точки.

"Большое количество юридических источников по данной проблеме предполагает, что главные страны-загрязнители по международному законодательству могут считаться ответственными за вредные последствия своих выбросов парниковых газов. Следовательно, у стран, которые эти последствия затрагивают, может быть материальное право потребовать снижения выбросов на определенный объем. В ряде случаев у них могут быть и процедурные средства инициировать международное судебное разбирательство, например, в Международном суде ООН в Гааге", - сказал автор отчета Кристоф Шварте (Christoph Schwarte).

А корабль не плывет

Неудача саммита в Копенгагене привела к тому, что многие стороны высказывали сомнение в успешности переговоров в рамках процесса ООН и призывали сосредоточить усилия в менее масштабных группах, например, G8 или G20. На встречах лидеров "двадцатки" и АТЭС, которые прошли в ноябре 2010 года, эти группы выразили свою приверженность переговорному процессу и готовность сделать все для достижения сбалансированного соглашения.

Своеобразным контраргументом для заявлений о несостоятельности переговоров в рамках ООН может послужить успех октябрьской конференции сторон Конвенции о биологическом разнообразии (CBD) в японской Нагое. Конференция в Нагое 18-29 октября 2010 года завершилась принятием и нового 10-летнего стратегического плана действий по сохранению биоразнообразия, и протокола по генетическим ресурсам (ABS, access and benefit sharing). Правда, оба соглашения удалось принять лишь в "дополнительное время" конференции - глубокой ночью 30 октября.

"Нагоя показала, как многосторонний переговорный процесс может привести к достижению соглашения", - подчеркнула Кристиана Фигейрес на пресс-конференции, посвященной предстоящей встрече в Канкуне.

Ее предшественник в своей статье для Nature News отмечает, что в Копенгагене переговорный процесс в рамках ООН уже "получил желтую карточку", и участникам встречи в Канкуне нужно быть предельно аккуратными, чтобы не подорвать его репутацию окончательно и "избежать печальных последствий второй такой карточки".

Еще пять гигатонн

Между тем, по оценкам, приведенным в докладе Программы ООН по окружающей среде (UNEP), мир все еще испытывает "дефицит" принятых обязательств по сокращению выбросов парниковых газов. Копенгагенское соглашение позволит удержать глобальные выбросы парниковых газов в 2020 году в пределах 49 миллиардов тонн CO2-эквивалента, что на 5 миллиардов тонн меньше, чем необходимо с точки зрения научных прогнозов.

Эксперты также отмечают, что достижение всех целей Копенгагенского соглашения, не ставшего юридически обязывающим, обеспечит около 60% от объема сокращения выбросов, необходимых для удержания роста глобальных средних температур в пределах двух градусов Цельсия.

"Канкун дает нам новую возможность закрыть разрыв и сохранить открытым "окно" для экономически эффективных действий, пока мир работает над новым международным соглашением", - заключил руководитель UNEP Ахим Штайнер (Achim Steiner).

Последние новости

Популярные новости