Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Черепахам свойственно социальное обучение

Черепахам свойственно социальное обучение

30/10/2010 21:48 / 👁 1329 / Поделиться:
Для многих животных, которым свойственен общественный образ жизни, свои сородичи часто являются примером для подражания. Наблюдать за действиями своих сородичей, а затем повторять эти действия для экономии времени и сил, особенно любят приматы. Но вот чтобы животные, ведущие одиночный образ жизни, активно копировали действия своих сородичей - об этом ученым было неизвестно... Угольная, или красноногая, черепаха Geochelone carbonaria. Фото с сайта projamora2008tartarugas.pbworks.com Угольная, или красноногая, черепаха Geochelone carbonaria. Фото с сайта projamora2008tartarugas.pbworks.com


Как выяснили австрийские ученые, черепахам, которые являются одиночными рептилиями, также свойственно социальное обучение. Ученые из Венского университета экспериментально показали, что угольные черепахи вполне способны извлекать полезную информацию из наблюдений за сородичами.

Чтобы доказать социальное обучение у угольных черепах ученые провели следующий эксперимент. Восемь черепах разделили на две равные группы - "наблюдатели" и "контроль". В комнате, где проводился эксперимент, посередине был установлен прозрачный забор в виде буквы V. В углу, образованном двумя стенками забора, помещалось лакомство. Чтобы до него добраться, черепаха должна была обойти одну из стенок, причем для этого требовалось какое-то время двигаться прочь от приманки.

Схема эксперимента. Рисунок из обсуждаемой статьи в Biology letters

Схема эксперимента. Рисунок из обсуждаемой статьи в Biology letters


Для необученных (контрольных) черепах так и не удалось добраться до лакомства, несмотря на то, что каждой черепахе давалось по 12 попыток - все они оказались безуспешными. Они видели угощение, подходили к углу забора, но что делать дальше, не знали.

Затем ученые одну из контрольных черепах научили решать эту задачу. После 30 уроков черепаха успешно находила лакомство, причем всегда она обходила препятствие справа.

После этого ученые сажали в небольшую клетку черепаху-наблюдателя и давали возможность посмотреть, как демонстратор добирается до угощения. После этого демонстратора убирали из комнаты, за забором ставили новую порцию пищи, а наблюдателя выпускали из клетки.

Каждому наблюдателю, как и контрольным черепахам, было предоставлено по 12 попыток. Из четырех наблюдателей один справился с заданием все 12 раз, второй - 11, третий - 3, четвертый - 2. В общей сложности, таким образом, было зарегистрировано 29 успешных попыток из 48. В контрольной группе, как мы помним, все 48 попыток были неудачными. Это статистически значимое различие, которое свидетельствует о том, что черепахи действительно сумели извлечь полезное знание из наблюдений за сородичем.

Работа австрийских этологов впервые продемонстрировала способность к социальному обучению у одиночных рептилий и показала, что общественный образ жизни не является обязательным условием развития этой способности. Вероятно, умение делать полезные выводы из наблюдений за сородичами развивается не как специфическая адаптация к общественному образу жизни, а, скорее, как следствие общего развития способности к обучению, рассказывает научно-популярный проект "Элементы".

Последние новости

Популярные новости