Опубликовано 22/10/2010, в 15 ч. 09 мин., 2062 просмотров

Малярийный комар "раздваивается", считают ученые

Комар. Фото: http://zveri911.ru
Один из видов москитов-переносчиков возбудителя малярии у человека находится в процессе разделения на два биологически различных вида, обнаружили ученые. Открытие может быть использовано в дальнейшем для борьбы с распространением инфекции, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Science.

Авторы публикации, группа ученых во главе с Норой Бесански (Nora Besansky) из Нотр-Дамского университета в США провели генетический анализ москитов вида Anopheles gambiae, пойманных на западе африканского континента, в Мали. Несмотря на то, что выявленные исследователями генетические линии комаров не демонстрируют внешних отличий в строении тела и поведении, их ДНК содержит гораздо больше индивидуальных особенностей, чем ученые могли предполагать.

Две выявленные генетические линии A. gambiae получили названия М и S. Их постепенное разделение на два различных вида ученые связывают с освоением различных типов экологических ниш. В настоящее время малярийные комары встречаются в самых разных климатически зонах, от влажных тропических лесов до засушливых полупустынных земель. И, согласно выводам ученых, разделение на два вида позволит комарам более эффективно приспособиться к этим двум типам экологических зон и еще более размножиться.

Комары из линии S предпочитают размножаться во временных пересыхающих водоемах, где переменчивые условия неблагоприятны для их врагов. Это позволяет насекомым сконцентрировать свою жизненную энергию на размножении. Комары линии М, напротив, обитают в засушливых регионах, где водоемы искусственно создаются человеком, использующим воду для ирригации посевов. Более постоянные и предсказуемые условия жизни здесь меняют стратегию выживания комаров, вынужденных опасаться хищников.

Появление этой линии среди малярийных комаров постепенно приводит к все большему распространению опасного переносчика болезни.

При этом две линии сохраняют способность к скрещиванию и принесению потомства, которое, в свою очередь также может размножаться. Однако, по мнению ученых, в диких условиях таких гибридов может быть не более 1%.

"Наше новое исследование показывает, что комары эволюционируют гораздо быстрее, чем мы думали до сих пор, поэтому принципы борьбы с популяциями насекомых, эффективные в одном случае, могут быть совершенно бесполезными в другом. Очень важно распознавать и отслеживать подобные генетические изменения в ДНК комаров, чтобы по-настоящему контролировать переносимую ими инфекцию", - говорит соавтор публикации Мара Лоницзак (Mara Lawniczak), слова которой приводит пресс-служба Имперского колледжа в Лондоне.