Опубликовано 12/10/2010, в 19 ч. 21 мин., 1621 просмотров

Насекомые предпочитают красные или полосатые цветы, считают ученые

Красные цветы. Фото: http://www.kulichki.com
Насекомые предпочитают опылять красные или полосатые цветки львиного зева (Antirrhinum majus), которые приобрели такую окраску в ходе эволюции, сообщили новозеландские и британские ученые в статье, опубликованной во вторник в журнале New Phytologist.

Неравномерная окраска цветка, в частности, полоски вдоль жилок лепестка, очень распространена в природе. Как отмечают авторы статьи, ее распространенность заставила их предположить, что растения с такой окраской цветков получают преимущество в процессе опыления.

Гипотезу проверили с помощью полевых исследований, в ходе которых участники студенческой программы Наффилда (Nuffield Bursary) наблюдали за поведением шмелей на полях львиного зева недалеко от Норвича (Norwich). Выяснилось, что шмели интенсивнее опыляли цветки с красной или полосатой окраской, чем белые или розовые.

С другой стороны, лабораторные генетические эксперименты пролили свет на механизм изменения окраски цветков львиного зева. Ученые уверены, что окраска результат эволюции.

"Мы проверили происхождение этих особенностей (красная и полосатая окраска) и обнаружили, что они приобретены львиным зевом в результате эволюции. Механизм селекции для этих признаков включается, только когда вид полностью обладает красным пигментом", - говорит профессор Кэти Мартин (Cathie Martin) из Центра имени Джона Иннеса.

Процесс "покраснения" лепестков цветка идет до тех пор, пока не поступает сигналов о предельном количестве антоциана, пигмента, обуславливающего красноту. Один сигнал исходит от жилок, расположенных на листе, а другой - с поверхностного слоя листа, эпидермиса.

Сопоставление полученных результатов позволило ученым сделать вывод об обусловленности эволюции растений поведением насекомых-опылителей, малейшее изменение в поведении которых запускает процесс "подстройки" растения под новые условия.

По словам профессора Дугласа Кела (Douglas Kell), исполнительного директора Совета по исследованиям в биологии и биотехнологии, такие насекомые, как медовые пчелы, играют значительную роль в сельском хозяйстве, а подобные исследования помогают специалистам понять механизмы увеличения популяции пчел.