Опубликовано 29/07/2010, в 19 ч. 15 мин., 1130 просмотров

Объяснено выживание гусениц на осенних листьях

Гусеницы. Фото: http://telegraph.co.uk
Необычное поведение бактерий обнаружили французские биологи из университета Франсуа Рабле (UFR). Оказалось, что бактерии возвращают к жизни пожелтевшие осенью листья и тем самым спасают от голода личинки своих хозяев - моли вида Phyllonorycter blancardella.

Минирующая моль откладывает яйца на нижнюю сторону листьев яблонь. Большая часть этих листьев желтеет, но места, где расположились личинки P. blancardella, остаются ярко-зелёными, то есть в клетках по-прежнему происходит фотосинтез.

В статье, опубликованной журналом Proceedings of the Royal Society B, учёные предполагают, что продлевает жизнь листа не сама моль, а живущие в ней симбиотические бактерии. Дружественные насекомым микроорганизмы вырабатывают цитокинины, и эти гормоны стимулируют деление клеток растения, продлевая фотосинтез.

Чтобы установить это наверняка, Дэвид Гирон (David Giron) и его коллеги провели эксперимент. Сначала они накормили часть самок P. blancardella антибиотиками, которые убили эндосимбионтов. Потом биологи проследили за процессами откладывания яиц и роста личинок. Выяснилось, что потомство "вылеченных" самок, в отличие от личинок из контрольной группы, не смогло создать "зелёные островки".

Без бактерий, которых не смогли передать накормленные антибиотиками матери, клетки листьев яблони прекратили фотосинтез и насекомые умерли. Кстати, дополнительная подкормка зелёным листом продлевает жизнь личинок примерно на месяц, увеличивая шанс на продолжение рода.

Правда, какие именно бактерии и каким путём вырабатывают цитокинины, биологи пока точно не установили. Возможно, это представители рода Wolbachia. Они обладают геном, который у растений запускает выработку тех самых гормонов.