Опубликовано 07/07/2010, в 20 ч. 49 мин., 1840 просмотров

Углекислый газ: новые исследования и прогнозы

Леса и реки нашей планеты. Фото: http://science.compulenta.ru
На основании уточненных данных о газообмене между атмосферой планеты и ее флорой, ученые выяснили, что все растения Земли вдыхают 123 миллиона тонн углекислого газа ежегодно.

Эти данные дают возможность скорректировать климатические модели, используемые для прогнозирования потепления климата. Группа исследователей из девяти стран продемонстрировала, что треть дыхания растений планеты приходится на долю тропических лесов, а вот на долю занимающих вдвое большую площадь саванн приходится лишь четверть всего газообмена растений.

Понимание факторов, которые определяют количество углекислого газа поглощаемого растениями различных экосистем при фотосинтезе, очень важно, поскольку экосистемы используются для производства тканей, древесины и продовольствия. Не менее важно это понимание и с точки зрения изменений климата, происходящих под воздействием жизнедеятельности человека.

Проанализировав накапливаемые в течение десяти лет данные о параметрах обмена СО2, поглощаемого при фотосинтезе и выбрасываемого обратно при клеточном делении растений, ученые сопоставили их с климатическими параметрами изученных экосистем. В результате были выявлены неизвестные ранее качественные и количественные характеристики дыхания растений.

Ученые установили, что ежегодно растения поглощают 123 миллиарда тонн СО2, большая часть которого вновь возвращается в атмосферу. Кроме того, было выявлено, что на 40% всех территорий, освоенных флорой, интенсивность газообмена между атмосферой и растениями зависит от количества осадков.

В ходе еще одного исследования, проведенного немецкими учеными, была проанализирована чувствительности дыхания растений к температуре воздуха. Оказалось, что для растений по всему миру она практически одинакова. Эти данные позволят построить более точные климатические модели, прогнозирующие изменения климата в результате всемирного потепления. Эти исследования открывают новые аспекты циркуляции углекислого газа в атмосфере и ее связи с климатическими изменениями.

По прогнозам климатологов к середине текущего столетия содержание СО2 в атмосфере превысит пятьсот частей на миллион, а рост концентрации углекислого газа в атмосфере приводит к увеличению его содержания в воде и ее окислению. Учеными из США, Канады и Австралии было проверено, как это может повлиять на экосистемы моря.

В ходе эксперимента мальки рыб были помещены для выращивания в воде с разным содержанием углекислоты, а затем изучалась их реакция на выделяемые хищниками химические вещества. Исследование показало, что мальки, выращенные в воде с нормальным содержанием углекислого газа и с его концентрацией в 550 частей на миллион, стремились избежать попадания в потоки воды, где были следы хищника. А вот рыб, выращенных в воде с повышенным содержанием СО2, напротив, привлекали такие потоки.

После этого ученые проверили поведение рыб в естественных условиях. Поведение мальков, выращенных в более кислой воде, было более рискованным - они активнее двигались, подплывали ближе к хищникам, в результате их смертность в несколько раз превысила смертность рыб, выращенных в менее кислой воде.

На основании этого исследования ученые пришли к выводу, что если к концу 21 века концентрация углекислого газа в воде достигнет уровня в 850 частей на миллион, это может привести к необратимым последствиям для экосистем океанов, поскольку у их обитателей не будет возможности приспособиться к новым условиям.

Материал подготовлен по материалам различных Интернет-источников и СМИ.