Опубликовано 20/05/2010, в 17 ч. 02 мин., 1871 просмотров

Политики, нападая на климатологов, угрожают не только науке

Уничтожение тропического леса в бассейне Амазонки для освобождения площадей под сельскохозяйственные угодья. Сведение лесов — важнейшая, после сжигания ископаемого топлива, причина увеличения содержания в атмосфере CO2 и других парниковых газов. Фото: NASA LBA-ECO Project с сайта www.nasa.gov
На днях в журнале Science была опубликована статья, подписанная 255 учеными, членами Национальной академии наук США. В статье авторы обращаются к журналистам, политикам и обычным гражданам с призывом обратить самое пристальное внимание на проблему климатических изменений и прекратить безосновательные нападки на климатологов.

Ученые, подписавшие это обращение, отметили, что в письме выражена личная точка зрения авторов, а не официальная позиция Национальной академии наук, членами которой они являются. Ученые выражают свою тревогу по поводу возросших в последнее время нападок на ученых-климатологов, вызванных, главным образом, политическими мотивами.

Как подчеркнули ученые, несмотря на то, что научные доказательства не могут быть абсолютной истиной, и в научных заключениях всегда присутствует какой-то процент неопределенности, и заявление о том, что никаких мер нельзя принимать до тех пор, пока у ученых не будет абсолютной уверенности в причинах той или иной проблемы, может привести к тому, что эти меры не будут приниматься вообще. Последствия этого могут быть катастрофическими, и климатические изменения относятся именно к таким случаям.

Изменения климата, которые наблюдаются сегодня, относятся к явлениям того же порядка, что и появление нашей планеты, вселенной и ныне существующих организмов. Между тем, некоторые до сих пор отрицают тот факт, что климат меняется, при этом ими движут лишь политические мотивы, а не стремление выдвинуть новую научную теорию, пишет Научно-популярный проект "Элементы".

Исследования, касающиеся изменения климата, проводят тысячи ученых, некоторые из которых могут ошибаться, и при обнаружении ошибок, их устраняют. Однако достаточно серьезных ошибок, которые привели бы к пересмотру основных утверждений о характере климатических изменений, в последнее время не выявлено.

В частности, к доказанным с научной точки зрения относятся такие факты:
• Увеличение температуры происходит из-за повышения содержания в атмосфере парниковых газов;
• Основную роль в увеличении концентрации в атмосфере парниковых газов за последнее столетие играет жизнедеятельность человека;
• Потепление климата неизбежно приведет к изменению гидрологических циклов и подъему уровня океана, а увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере повышает кислотность воды в океане;
• Совокупность этих изменений климата несет угрозу существованию населению прибрежных территорий и сельскохозяйственным угодьям. К тому же, это затронет многие морские и пресноводные экосистемы, а таяние ледников приведет к нарушению экосистем высокогорья.

Приведенные факты в полной мере объясняют озабоченность ученых проблемами, которые станут реальностью уже для следующего поколения, именно поэтому авторы письма призывают общество обратить внимание на причины изменения климата, в том числе и на то, что сжигание ископаемого топлива ничем не ограничивается.

Утверждения о том, что глобальное потепление - лишь придуманный самими учеными миф, можно услышать и в России. Некоторые даже считают, что для северных стран, таких как Россия, потепление лишь во благо. Однако огромная часть России занята вечной мерзлотой, и ее таяние приведет к разрушению дорог, зданий и сооружений. Кроме того, в южных районах, где расположена основная часть сельскохозяйственных угодий, повыситься вероятность засух. С этой же проблемой столкнуться и страны Центральной Азии. В результате население этих стран устремиться на север, где условия для земледелия не слишком благоприятны. Таким образом, глобальное потепление несет серьезную угрозу всему человечеству, и чтобы ее ослабить, уже сейчас необходимо принять все возможные меры.