Опубликовано 11/05/2010, в 14 ч. 02 мин., 1036 просмотров

Вымирание коралловых рифов происходит из-за чрезмерного вылова рыбы

Коралловые рифы. Фото: http://elementy.ru
Вымирание коралловых рифов по всему миру происходит, в том числе, из-за того, что ядовитые для них водоросли размножаются все больше в связи с чрезмерным выловом рыбы, которая ими питается, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

"От 40% до 70% изученных нами водорослей убивают кораллы. Мы не знаем точно, насколько эта проблема существенна по сравнению с другими причинами исчезновения кораллов по всему миру, однако она с течением времени усугубляется. Для рифов, уже пострадавших от чрезмерного вылова рыбы или другого рода деятельности, присутствие водорослей может означать невозможность естественного восстановления вовсе", - сообщил профессор Марк Хэй (Mark Hay), ведущий автор исследования, слова которого приводит пресс-служба Технологического института Джорджии в США.

В своей работе Хэй вместе с коллегами изучал воздействие водорослей на некоторые виды кораллов, задействованные в программе пересадки и восстановления коралловых рифов в Тихом и Атлантическом океанах (Карибский бассейн). Ученые высаживали новые коралловые плантации рядом с водорослями. В контрольном эксперименте живые водоросли заменялись пластиковыми - таким образом ученые надеялись имитировать эффект заслонения от кораллов солнечного света или физического повреждения их поверхности водорослями.

Практически сразу после начала эксперимента ученые заметили, что контакт с некоторыми типами водорослей приводит к тому, что кораллы начинают медленнее расти и затем отмирают. В некоторых случаях этот эффект проявлялся только через 20 дней или более, однако во всех случаях это происходило, если водоросли росли так близко от кораллов, что соприкасались с ними. Присутствие пластиковых суррогатов водорослей не оказывало никакого влияния на кораллы.

Ученые взяли пробы соков и других химических веществ из мякоти водорослей и с их поверхности, смешали их со специальным гелем и нанесли на поверхность кораллов. Наличие этих компонентов в геле губительно сказывалось на кораллах, тогда как чистый гель не приводил к такому эффекту.

Исследователи считают, что эти компоненты не растворяются в воде, так как для проявления их негативного влияния на кораллы требуется прямой контакт.

"Уменьшение количества рыбы, питающейся водорослями, вызывает каскад негативных эффектов. Чем больше вы вылавливаете рыбы, тем больше растет водорослей в коралловых рифах, тем больший вред причиняется кораллам и тем меньше их становится со временем. Чем меньше кораллов, тем менее привлекательным становится риф для рыб - это закручивающаяся смертельная спираль, движение по которой трудно обратить в спять", - заявил Хэй.

Ученый надеется, что работа его группы поможет принять новые меры по охране морских экосистем и некоторых видов рыб, особенно важных для сохранения рифов.