Опубликовано 04/03/2010, в 15 ч. 07 мин., 1197 просмотров

Ученые реконструировали климатические изменения в древности

Мамонты. Иллюстрация с сайта clunky.ru
Специалисты из Германии и России проанализировали состояние климата в Центральной и Восточной Европе при переходе от эемского межледниковья к вислинскому ледниковому периоду, который завершился около 115 тысяч лет назад.

Как пишет "Компьюлента", эемское межледниковье, название которого связывает его с рекой Эем в Нидерландах, началось приблизительно 126 тысяч лет назад и продолжалось примерно 11 тысяч лет. Последовавшее за ним вислинское оледенение закончилось приблизительно 15 тысяч лет назад. В период его максимума, около 21 тысяч лет назад, ледники доходили до Берлина.

Для того, чтобы реконструировать климатические изменения, авторы изучили разрезы озерных отложений. Пробы брались из древних озер, которые были вскрыты в карьерах под Плесом (в 400 километрах к северо-востоку от Москвы), Котбусом, Биттерфельдом и Мерзебургом. Исследователей интересовали образцы пыльцы и соотношения стабильных изотопов углерода (13C/12C) и кислорода (18O/16O) в карбонатах и органическом веществе отложений.

Результаты анализа говорят о том, что климат эемского межледниковья сохранял относительную стабильность, но в начале и конце этого периода был неустойчив. Переход к вислинскому периоду имел как минимум две короткие фазы потепления. По мнению авторов, нестабильность климата должна быть отличительной чертой всех подобных переходных этапов.

Ранее ученые выяснили, что лето, каким мы его наблюдаем сегодня, появилось на Земле совсем недавно. Исследователи из Австрийского института лимнологии (наука, изучающая физические, химические, биологические аспекты озер и пресных водоемов) установили, что еще 20 тыс. лет назад температура летом была весьма низкой. Как выяснилось, хотя после Ледникового периода, закончившегося на Земле 20 тыс. лет назад, температура несколько повысилась, это продолжалось недолго. Около 17 тыс. лет назад на нашей планете началось сильное похолодание, продолжавшееся около 2,5 тыс. лет.

Источник Росбалт