Опубликовано 02/03/2010, в 15 ч. 57 мин., 1062 просмотров

Мухи в полете используют автопилот

Муха. Фото: http://www.zastavki.com
Мухи-дрозофилы могут противостоять порывам ветра и не отклоняться от направления полета, корректируя угол наклона своих крыльев 250 раз в секунду с помощью системы автоматической стабилизации, пишут американские ученые в работе, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Группа ученых под руководством Лейфа Ристрофа (Leif Ristroph) из Корнеллского университета исследовала механизмы, которыми пользуется дрозофила (Drosophila melanogaster) для корректировки своего положения в воздухе, сталкиваясь в свободном полете с турбулентностью.

"Подобно первым самолетам и современным реактивным истребителям, дрозофила использует систему автоматической стабилизации, реагирующую на кратковременные отклонения", - отмечают авторы статьи.

Во время эксперимента, ученые приклеили к спинкам 40 мух кусочки проволоки длиной 1,5 миллиметра, а затем с помощью магнитов "сбивали их с курса", фиксируя полет на камеры, делающие 8 тысяч кадров в секунду.

В результате опыта ученые выяснили, что насекомое в полете может быстро определять отклонения и очень аккуратно изменять угол наклона крыла 250 раз в секунду, возвращаясь, таким образом, точно в исходное положение. Естественными "гироскопами", определяющими угловую скорость мухи, служат жужжальца, небольшие вибрирующие органы, которые миллионы лет назад в ходе эволюции развились из задних крыльев.

По мнению ученых, исследование механизма контроля полета у насекомых может помочь инженерам в разработке маневренного и устойчивого махолета - воздушного судна с движущимися крыльями. Кроме того, понимание этого механизма поможет разобраться в истории развития летающих насекомых планеты.

"Способность контролировать полет сильно изменила эволюцию нашей планеты. Примерно 350 миллионов лет назад в мире не было того множества деревьев и цветов, которое есть сегодня. Как только насекомые разобрались, как маневрировать в воздухе, эти опылители дали Земле возможность расцвести жизнью", - заметил руководитель лаборатории Итай Коэн (Itai Cohen).