Начало > Эко новости > Первые белые медведи появились всего 150 тысяч лет назад

Первые белые медведи появились всего 150 тысяч лет назад

02/03/2010 12:23 / 👁 1676 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Ученым с помощью генетических данных удалось впервые установить, что белые медведи отделились от бурых всего 150 тысяч лет назад, что говорит о чрезвычайно быстрой эволюции этого вида и может подсказать способы сохранения этого животного, ареал обитания которого стремительно сокращается из-за глобального потепления климата, сообщается в статье исследователей, опубликованной во вторник в журнале Pr Белые медведи. Фото: http://basik.ru Белые медведи. Фото: http://basik.ru
Ученым с помощью генетических данных удалось впервые установить, что белые медведи отделились от бурых всего 150 тысяч лет назад, что говорит о чрезвычайно быстрой эволюции этого вида и может подсказать способы сохранения этого животного, ареал обитания которого стремительно сокращается из-за глобального потепления климата, сообщается в статье исследователей, опубликованной во вторник в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

"Наши результаты подтверждают прежние догадки, согласно которым белые медведи - это эволюционно молодой вид, отделившийся от бурых медведей примерно 150 тысяч лет назад и развившийся чрезвычайно быстро, подстраиваясь под новые ареалы обитания и источники пищи в ответ на климатические изменения перед последним потеплением климата 44 тысячи лет назад между двумя ледниковыми периодами", - сказала Шарлотта Линдквист (Charlotte Lindqvist), ведущий автор исследования из Университета Баффало в США, слова которой приводит пресс-служба Пенсильванского университета.

До сих пор ученые не знали, когда и как произошло образование вида белых медведей, предками которых являются бурые медведи. Причина этого кроется в том, что останки костей и окаменелости этого вида встречаются крайне редко - белые медведи живут в полярных широтах, большую часть своей жизни проводя на льдинах. При гибели особи его станки либо погружаются на дно, либо служат пищей падальщикам, и лишь в самых редких случаях оказываются замурованными в слоях грунта.

Именно поэтому из-за нехватки ископаемых данных ученые оценивали время появления первых белых медведей в очень широком интервале дат - от 50 тысяч до 1 миллиона лет назад. Прояснить ситуацию впервые позволила редкая находка челюсти белого медведя, несущей на себе несколько зубов, которая была обнаружена в 2004 году на одном из островов Норвежского архипелага Свальбард.

Авторам нового исследования - группе ученых из США, Исландии и Норвегии под руководством Линдквист удалось извлечь генетический материал из этих останков и сравнить его с ДНК современных видов медведей. Исследователи сумели изучить так называемую митохондриальную ДНК, принадлежавшую ископаемой особи взрослого самца доисторического белого медведя.

В отличие от полного генома короткую молекулу митохондриальной ДНК (мтДНК) гораздо легче извлечь из ископаемых образцов и расшифровать. Молекула мтДНК - это короткий фрагмент генома, постоянно находящийся в митохондриях, органеллах клетки, выполняющих важнейшую внутриклеточную функцию - выработку энергии. Эта молекула передается из поколения в поколение в практически неизменном виде только по материнской линии, а потому позволяет судить о разнообразии женских особей в той или иной популяции на заре ее развития и определять другие эволюционные характеристики этого вида.

В результате анализа выяснилось, что мтДНК древнего предка современных белых медведей несет на себе как их современные черты, так и черты современных бурых медведей, что позволяет ученым причислить обнаруженные останки к костям медведя, являвшегося переходной формой между бурыми и белыми медведями.

Благодаря комплексу аналитических методов, с помощью которых были изучены как сами останки, так и грунт, в котором они были обнаружены, ученые смогли точно установить их возраст - 110-130 тысяч лет.

"Митохондриальная ДНК этого предка белых медведей на сегодняшний момент самая древняя из расшифрованных мтДНК млекопитающих - в два раза старше расшифрованной мтДНК мамонта", - прокомментировал исследование его соавтор, Стевфан Шустер (Stephan Schuster) из Пенсильванского университета.

"Это говорит о том, что белые медведи сумели пережить последний период межледниковья примерно 44 тысячи лет назад, когда климат Земли был теплее, чем сейчас. Вероятно, Свальбард послужил им убежищем. Однако, в настоящее время потепление продолжается все ускоряющимися темпами, и мы не можем быть уверены, что эти животные смогут его пережить. Белые медведи эволюционно очень ограничены, так как морфологически, физиологически и поведенчески адаптированы для жизни на краю арктических льдов и питания всего несколькими видами тюленей", - подытожила Линдквист.