Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Экологические проблемы Авачинской бухты

Экологические проблемы Авачинской бухты

27/01/2010 17:51 / 👁 1859 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Авачинская бухта (Авачинская губа) - бухта Тихого океана у юго-восточного берега полуострова Камчатка. Русские открыли Авачинскую губу в 1703 году. Это одна из самых красивых и удобных морских гаваней на Тихоокеанском побережье полуострова Камчатка, которая врезается на 20 километров в глубь суши. Авачинская бухта. Фото: РИА Новости Авачинская бухта. Фото: РИА Новости


Авачинская бухта считается второй по величине в мире и уступает только бухте Гуанабара, на берегу которой расположен Рио-де-Жанейро. Она способна вместить в себя одновременно весь мировой флот. Общая площадь Авачинской бухты составляет 215 кв. км. Ее длина - 24 км, ширина у входа - 3 км, глубина - до 26 м.

С западной стороны в бухту впадают две реки: Авача и Паратунка. По берегам бухты находятся города Петропавловск-Камчатский и Вилючинск. Город Петропавловск-Камчатский раскинулся вдоль северного берега бухты. Его порт круглый год обслуживает рыболовные и грузовые суда. Кроме гражданского порта здесь расположен ряд военных баз Военно-морского флота России (бухта является основным местом базирования ВМФ).

В рыбохозяйственном отношении Авачинская губа имеет особо ценное значение, как место нагула и миграционных путей лососевых видов рыб.

Авачинская бухта является не только главными транспортными воротами Камчатского края, но и идеальным местом для любителей морских круизов, рыбалки или дайвинга. Своеобразным символом Авачинской губы считаются расположенные у входа в бухту скалы "Три брата".

Авачинская бухта - одна из крупнейших в России "штрафных площадок" для задержанных и конфискованных за браконьерство судов. Одновременно на рейде здесь могут стоять до 30-40 траулеров, сейнеров и рефрижераторов.

Инциденты с судами, остающимися временно бесхозными в промежутке между решением о конфискации и передачей в Росимущество, происходят достаточно часто. В прошлые годы регистрировались случаи выброса аммиака из холодильного оборудования, затопления судов и разлива топлива.

По данным Росприроднадзора возрастает число случаев загрязнения Авачинской бухты нефтепродуктами. Чаще всего причиной аварий становятся человеческий фактор или ненадлежащее техническое состояние судов.

Так, например, в июне 2008 года произошла утечка мазута с теплохода "Брамс", когда члены экипажа присоединили топливный шланг к машине, не закрепив его должным образом. Площадь нефтяного пятна на акватории бухты составила 10 кв м, оно было оперативно ликвидировано с помощью специального сорбента.

В январе 2010 года судно "Рэй" под флагом Камбоджи, стоящее на рейде Авачинской бухты близ Петропавловска-Камчатского, дало течь, возникла угроза затопления, при котором в воду могут попасть десятки тонн топлива, находящегося в танках судна.

В марте 2009 года в Авачинской бухте затонуло научно-исследовательское судно "Базальт", принадлежащее Дальневосточному отделению РАН, которое с ноября 2008 года стояло заброшенным у причала Мехзавода Петропавловска-Камчатского.
В сентябре 2008 года отмечено захламление прибрежной территории твердыми бытовыми отходами, приведшее к существенному ухудшению состояния флоры и фауны Авачинской губы.

В августе 2008 года с танкера "Игрим" в Авачинскую бухту вылилась почти тонна мазута, на поверхности моря образовалось пятно размером 100 на 100 м. Созданная для расследования комиссия назвала основной причиной инцидента технологический сбой.

В 2009 году, по данным мониторинга морской среды, основные отклонения от установленных предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ отмечались в бухтах Крашенинникова, Богородское озеро, дельтах рек Авачи, Паратунки и в центральном районе Авачинской губы.

Основными факторами многолетнего загрязнения Авачинской губы в Минприроды называют наличие участков нерекультивированных земель с загрязнением нефтепродуктами и скоплениями отходов производства и потребления, неупорядоченная деятельность судов и береговых объектов, в том числе принадлежащих частям ВМФ, сброс неочищенных сточных вод, аварийные ситуации, связанные с разливом нефтепродуктов.

Одной из наиболее серьезных составляющих комплексной проблемы многолетнего техногенного воздействия на экосистему Авачинской губы является проблема, связанная с затонувшими судами.

По данным контролирующих органов, в акватории бухты насчитывается 73 затонувших и брошенных судна различного водоизмещения общим весом около 260 тыс. тонн. Большая часть из них (59 судов) ранее принадлежали частям ВМФ.

По данным командования Войск и Сил на северо-востоке РФ, все затонувшие военные суда были проданы как лом и сейчас имеют собственников, зарегистрированных как в Камчатском крае, так и в других регионах России. Собственниками, как правило, срезалась только надводная часть судна, а основная часть корпуса бросалась или затапливалась.

Определенную роль в загрязнении Авачинской бухты играет и население расположенных на ее берегах районов.

В 2009 году в краевом центре была принята специальная программа по канализации и водоотведению. Одновременно велась работа по оснащению очистными сооружениями всех баз отдыха в Паратунской курортной зоне (Елизовский район).

Загрязнение акватории Авачинской губы может вызвать чрезвычайные экологические ситуации.

По словам начальника Управления морского контроля Росприроднадзора Василия Богословского, программы по оптимизации экологии Авачинской губы могут быть включены в разрабатываемую федеральную целевую программу по экологической безопасности России на 2011-2020 годы и Морскую стратегию РФ.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Последние новости

Популярные новости