Опубликовано 11/12/2009, в 14 ч. 56 мин., 1422 просмотров

Атмосфера и гидросфера Земли имеют космическое происхождение

Атмосфера и гидросфера Земли имеют космическое происхождение. Фото: РИА Новости
Атмосфера и гидросфера Земли не были образованы газами, извергаемыми в результате вулканической активности на поверхности молодой планеты, как считалось до сих пор; она была образована газами, захваченными уже сформировавшейся Землей из космического пространства силами гравитации, уверены авторы исследования, опубликованного в сегодняшнем выпуске журнала Science.

В своей работе ученые из университетов Манчестера и Хьюстона использовали новейшие аналитические методы, с помощью которых изучали изотопный состав тяжелых благородных газов - криптона и ксенона - вырывающихся вместе с другими потоками вулканических газов на поверхность. Считается, что попадающие в атмосферу вулканические газы хранятся в верхних слоях мантии.

В результате анализа ученые установили, что соотношение изотопов благородных газов, вырывающихся наружу из недр Земли, отличается от соотношения, присутствующего в атмосфере. При этом атмосферное соотношение этих газов больше напоминает соотношение, которое встречается в метеоритах, и отражающее распределение вещества в молодой Солнечной системе.

"Это явный признак, указывающий на то, что земная атмосфера имеет метеоритное происхождение, а не вулканическое", - сказал ведущий автор работы, доктор Грег Холланд (Greg Holland) из Манчестерского университета, слова которого приводит пресс-служба этого учебного заведения.

"Таким образом, вещество, составляющее основу атмосферы Земли, из которого образовалась и вода океанов, было привнесено на нашу планету уже после формирования планеты, вероятно, в ходе метеоритной бомбардировки или какого-то другого процесса", - добавил ученый.

До сих пор у ученых не было надежных инструментальных методов, чтобы показать это наверняка.

"Многие люди в своей жизни видели рисунки художников, описывающие их представления о том, как выглядела Земля до появления на ней жизни, когда гигантские вулканы извергали из своих кратеров огромные объемы газов, формирующих атмосферу. Теперь эти картины, вероятно, придется перерисовать", - подытожил руководитель проекта, профессор Крис Баллентайн из Манчестерского университета.