Начало > Эко новости > Геном кукурузы позволит побороть голод и создать биотопливо будущего

Геном кукурузы позволит побороть голод и создать биотопливо будущего

27/11/2009 17:00 / 👁 2424 / Поделиться:
Биологам удалось успешно завершить четырехлетний проект по расшифровке генома кукурузы, что позволит приблизиться к решению проблемы голода и создать новое биотопливо.ДНК кукурузы, насчитывающая около 2,3 миллиардов пар оснований, лишь не намного короче человеческой. Нынешняя кукуруза (справа) в отличие от своего предка теосинте (teosinte) вряд ли выживет в дикой природе, зато она приобрела массу ценных для человека свойств: початков стало меньше, но они стали крупнее, исчезла твёрдая оболочка (иллюстрация Nicolle Rager Fuller/National Science Foundation). Нынешняя кукуруза (справа) в отличие от своего предка теосинте (teosinte) вряд ли выживет в дикой природе, зато она приобрела массу ценных для человека свойств: початков стало меньше, но они стали крупнее, исчезла твёрдая оболочка (иллюстрация Nicolle Rager Fuller/National Science Foundation).

ДНК кукурузы, насчитывающая около 2,3 миллиардов пар оснований, лишь не намного короче человеческой. В качестве основного объекта исследования учеными была взята инбредная линия маиса В73, которая широко применяется и в научных, и в коммерческих целях.

Полученная информация о 32,5 тысячах кодирующих белки генах позволила выяснить, что 85% генома приходится на элементы, копирующие себя и располагающиеся в случайном порядке в ДНК, что приводит к ее мутации. Такие повторения в кодах существенно затрудняют работу ученых, но, в то же время, позволяют растению лучше адаптироваться к изменению внешних условий.

Благодаря проведенному исследованию, генетикам удалось получить данные о расположении генов, отвечающих за те или иные качества. Это позволит выращивать растения в соответствии с необходимыми требованиями. Сравнив данные центрального генома с другим сортом - Palomero, генетики выяснили, что в последнем содержится на 20% меньше повторяющихся участков ДНК. Эта разница появилась в период одомашнивания кукурузы.

Ученые выяснили, что, как у Palomero, так и у В73 имелись десятки генов, которые отвечали за борьбу с неблагоприятными условиями окружающей среды. Этих генов не было у прародителя кукурузы, следовательно, они появились позже. Биологи предположили, что изменения в окружающей среде, вызванные вулканической активностью в регионе произрастания растения, инициировали их адаптирование и изменение генетического материала.

Еще одна группа ученых исследовала близкие группы генов с одинаковыми функциями и происхождение 27 видов кукурузы. Генетики изучили тысячи генов, которые располагались рядом с центрами хромосом, поэтому в процессе рекомбинации оказаться там не могли. Процесс рекомбинации дает возможность селекционерам отобрать и соединить в одном растении наиболее нужные качества, а без рекомбинации многие гены селекционерам недоступны.

Изучив различия в геномах инбредных линий Мо17 и В73, ученые выяснили, что в каждой ДНК есть сотни абсолютно разных генов. Объединив лучшие гены этих двух видов, можно вывести растения, обладающие необходимыми характеристиками, пишет MEMBRANA.

Проведенная генетиками серия исследований дает возможность ученым протестировать семена растений на необходимые ДНК-маркеры и выявить наличие определенных галотипов. При этом чтобы понять, обладают ли растения необходимыми качествами, не понадобится выращивать взрослые растения.

Селекционеры и простые крестьяне сотни лет отбирали лучшие сорта для получения самых крупных и вкусных початков. Сегодня кукуруза используется для получения масла и крахмала. Кроме того она является основным сырьем для этанола, а в будущем кукуруза может понадобиться и для других целей. Расшифровка генома дает возможность разработать механизмы, облегчающие работу с этим растением.