Опубликовано 13/11/2009, в 10 ч. 49 мин., 987 просмотров

Почему не разговаривают шимпанзе?

Шимпанзе. Фото: Наука и жизнь / http://www.nkj.ru
Ученые выяснили, что ближайшие родственники человека - шимпанзе - не могут говорить из-за того, что их ген речи, доставшийся нашим видам от общего предка, эволюционировал совершенно иным образом, чем у человека.

Об этом сообщается в статье исследователей из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, опубликованной в журнале Nature.

Ученым до сих пор не известны все гены, отвечающие за способность людей говорить, однако считается, что ключевую роль в этом играет ген FOXP2. Мутации этого гена и нарушения в его работе у людей часто сопровождаются нарушением речевых способностей.

"Ранее генетические исследования показали, что ген FOXP2 претерпел значительные эволюционные изменения как раз в тот период, когда появились первые люди современного типа, обладающие способностью говорить. Мы попытались определить, какое влияние эти изменения оказали на функцию белка, синтезируемого с помощью этого гена", - сказал один из авторов статьи Дэниел Гешвинд (Daniel Geschwind), слова которого приводит пресс-служба университета.

Этот же ген, часто называемый геном речи, был и у неандертальцев, однако в их способности к речевому общению ученые сомневаются до сих пор. Есть этот ген и у шимпанзе, однако причины, по которым обезьяны так и не сумели развить свой речевой аппарат, до сих пор были не ясны. Теперь ученые показали, что у шимпанзе ген FOXP2 вовсе не является речевым, а выполняет совсем иные функции, которые, вероятно он выполнял и у далекого предка человека, и только вид Homo sapiens сумел приспособить этот ген для речи.

В своей работе исследователи использовали наборы клеток и тканей человека, а также клетки мозга шимпанзе, умерших от старости. С помощью набора генетических методов ученые изучали работу белка, который синтезируется с помощью FOXP2, и выполняет функции включения и выключения работы массы других генов. Эти гены в свою очередь отвечают за синтез других белков, которые определяют те или иные функции организма. И тут было обнаружено, что у шимпанзе этот ген работает совершенно иначе, чем у человека.

"Мы выяснили, что человеческий FOXP2 и обезьяний не только отличаются внешне, но и выполняют разные функции, оказывая различные эффекты на работу одних и тех же генов", - сказал Гешвинд. Авторы статьи полагают, что их работа поможет лучше понять особенности эволюции человеческого мозга, и инициировать работы по разработке лекарств нового класса для лечения различных умственных отклонений, сопровождающихся нарушениями речи, а также аутизма или шизофрении.

Источник Наука и Жизнь