Опубликовано 18/09/2009, в 15 ч. 41 мин., 1907 просмотров

Ученые нашли живые колонии доисторических микробов в Аргентине

Ученые нашли живые колонии доисторических микробов в Аргентине. Фото: РИА Новости
Ученые обнаружили живые колонии микроорганизмов в высокогорном озере в Аргентине, которые первыми заселили поверхность Земли, считают авторы исследования, принятого к публикации в Journal Of Geophysical Research.

Мария Еугения Фариас (Maria Eugenia Farias), микробиолог из Национального совета по научным и техническим исследованиям Аргентины и ее коллеги впервые открыли строматолиты в высокогорных озерах Сокомпа и Толар Гранде в Аргентине.

Находка Фариас уникальна тем, что была обнаружена в закрытых от внешних водоемов озерах, находящихся на высоте 3,6 тысячи метров над уровнем моря.

По мнению авторов открытия, условия здесь во многом схожи с условиями на доисторической Земле.

"Эти природные условия во многом идентичны тем, в которых строматолиты изначально зародились", - сказала Фариас, слова которой приводит Nature News.

Изучение обнаруженных строматолитов позволит ученым понять не только условия развития жизни на доисторической Земле, но и биологические механизмы, позволившие организмам успешно развиваться, а также выявить эволюцию биологических механизмов, с помощью которых бактерии и водоросли приспособились к современным климатическим условиям. Живя в таких условиях, организмы вынуждены активно использовать клеточный механизм восстановления поврежденной ДНК, который мог сохраниться в неизменном виде на протяжении миллиардов лет.

Строматолиты - глыбы известковых или доломитовых пород, сформированные в результате жизнедеятельности фотосинтетических организмов - диатомовых водорослей, цианобактерий, безъядерных одноклеточных организмов архей и других. Считается, что такие глыбы были первым домом живых организмов, заселявших прибрежные воды в суровых условиях доисторической Земли.

Вода в озерах чрезвычайно соленая, с высоким содержанием нитратов. Живя в таких условиях, колонии строматолитов не испытывают никакой конкуренции со стороны других организмов. При этом атмосферный воздух содержит здесь мало кислорода, а уровень ультрафиолетовой радиации на 165% превосходит этот же показатель на уровне моря.

Сегодня строматолиты встречаются только в виде ископаемых останков за редким исключением. Например, живые строматолиты были обнаружены в мелких водах у берегов западной Австралии.

Кроме того, команда Фариас обнаружила, что уникальная экосистема находится на грани уничтожения в результате активности горнодобывающих компаний, работающих неподалеку, а так же из-за стоков близлежащих поселков.

В настоящее время ученые добиваются принятия мер по сохранению уникальных озер.